Б. Дейтч «Контрольный список мужских привилегий»

В 1990 году, профессор колледжа Уеллесли, Пеги Макинтош написала статью “Привилегии белых: открывая невидимый сверток”. Макинтош отмечает, что многие белые в США, были “обучены считать расизм индивидуальным проявлением злобы, а не невидимой системой, которая поддерживает доминирование моей группы”. Чтобы проиллюстрировать, как работает эта невидимая система, Макинтош составила список из 26 невидимых привилегий, которыми пользуются белые. Как указывает Макинтош, мужчины тоже обычно не замечают привилегий, которые есть у них как у мужчин. Вдохновившись статьей Макинтош, я решил составить такой же список невидимых привилегий мужчин.

С тех пор как я впервые составил его, список много раз публиковался в различных дискуссиях в Интернете. Многие люди пытались составлять собственные списки или предлагали добавления к моему. Конечно, гораздо чаще список критиковали (в большинстве случаев, хотя и не всегда, критиками были мужчины), указывая, что в жизни мужчин тоже есть негативные стороны – их призывают в армию, от них требуют подавлять свои эмоции и так далее. Это действительно плохие явления – но я ведь и не утверждал, что жизнь для мужчин просто сказка. Если мы говорим, что мужчины являются привилегированной группой, это не значит, что мы утверждаем, что с мужчинами не случается ничего плохого.

Тем не менее, это мужчины, а не женщины, получают больше денег за равноценную работу и доминируют в самых высокооплачиваемых профессиях. Это мужчины, а не женщины, доминируют в правительствах и в советах директоров компаний. Это мужчины, а не женщины, занимают практически все властные позиции в обществе. И это женщины, а не мужчины, страдают от подавляющего большинства случаев домашнего насилия и изнасилования. Это женщины составляют большинство людей, живущих в нищете, и в целом это они всегда получают худшую долю в патриархальном мире. Как сказала Марилин Фрай: хотя мужчины тоже страдают от патриархата, именно женщины угнетены им.

Некоторые критики также говорили, что каким-то образом этот список представляет женщин как жертв. Я с этим не согласен: указывать на реальные проблемы, это не то же самое, что поддерживать их. Нет ничего “жертвенного” в том, чтобы бороться с несправедливостью; а сопротивляться несправедливости невозможно, если мы отказываемся признать ее.

Один мой знакомый по Интернету однажды написал: “Самая первая и большая привилегия, которая есть у белых, мужчин, людей из высших экономических классов, людей без инвалидности, гетеросексуалов (и я думаю, что практически все мы относимся хотя бы к одной или двум из этих групп) – это возможность оставаться в неведении относительно своих привилегий”. Составляя этот список, я надеялся помочь мужчинам отказаться хотя бы от этой “первой и большой привилегии”.

Контрольный список мужских привилегий

1. Если я буду претендовать на вакансию, где другие кандидаты – женщины, у меня будет больше шансов получить работу. Чем престижнее эта работа, тем выше будут мои шансы.

2. Я могу быть абсолютно уверен, что мои сослуживцы не подумают, что я получил эту работу благодаря моему полу – хотя это может быть правдой.

3. Если мне откажут в повышении, то не из-за того, что я – мужчина.

4. Если я допущу серьезные ошибки в своей работе или карьере, я могу быть уверен, что никто не скажет, что это из-за низких способностей всех людей моего пола.

5. Мои шансы подвергнуться сексуальным оскорблениям на работе или очень низки, или отсутствуют.

6. Если я сделал ту же работу, что и женщина, и если оценка производится субъективно, скорее всего, мою работу все оценят выше.

7. Если я взрослый человек и не нахожусь в тюрьме, вероятность того, что меня изнасилуют, практически равна нулю.

8. Меня никогда не приучали бояться ходить одному по улице и не выходить из дома, когда стемнеет.

9. Если я решу, что не хочу иметь детей, никто не поставит под сомнение мою мужественность.

10. Если у меня есть дети, и я не сам ухаживаю за ними, никто не поставит под сомнение мою мужественность.

11. Если я сам ухаживаю за своими детьми, меня все будут превозносить как экстраординарного заботливого родителя, даже если я делаю это плохо.

12. Если у меня есть дети, и я продолжаю свою карьеру, никто не назовет меня эгоистом за то, что я не остаюсь дома с детьми.

13. Если я начну заниматься политикой, пресса вряд ли будет писать о моих отношениях с детьми, и о том, кого я нанял, чтобы заботиться о них, пока я на работе.

14. Большинство моих избранных представителей – люди одного со мной пола. Чем больше власть и престиж должности, тем выше шанс, что это человек моего пола.

15. Я могу быть почти уверен, что если я захочу поговорить “с руководством” - то я встречу человека одного со мной пола. Чем престижнее организация и выше руководящая должность, тем больше я могу быть в этом уверен.

16. Когда я был ребенком, меня поощряли быть более активным и настойчивым, чем мои сестры.

17. Когда я был ребенком, я мог найти огромное множество позитивных, активных, нестереотипных героев одного со мной пола. Мне не нужно было специально их искать – герои мужского пола были везде по умолчанию.

18. Когда я был ребенком, у меня было больше шансов на внимание учителя, чем у девочек, которые поднимали руку также часто, как и я.

19. Если день, неделя или год выдались неудачными, мне никогда не приходилось спрашивать себя, был ли причиной негативной ситуации сексизм.

20. Мне достаточно включить телевизор, или посмотреть на заглавную страницу журнала или газеты, чтобы увидеть, что в СМИ подробно представлена жизнь людей моего пола – каждый день и без исключений.

21. Если я плохо планирую финансы и слишком много трачу, никто не припишет это моему полу.

22. Если я плохой водитель, никто припишет это моему полу.

23. Я могу выступать перед большой группой людей, и никто не будут смотреть на меня как на “представителя моего пола”.

24. Если я занимаюсь сексом с множеством партнеров, это не сделает меня объектом презрения, осуждения и насмешек.

25. Выбирая одежду, я могу выбирать из совершенно нейтральных вещей; для меня есть одежда, которая ничего не сообщает обо мне миру, и не связана с какими-то стереотипами.

26. Моя одежда, прическа и уход за собой относительно дешевы и требуют мало времени.

27. Если я покупаю новую машину, скорее всего, мне предложат более справедливую цену, чем если ту же машину будет покупать женщина.

28. Если моя внешность далека от канонов красоты, негативные последствия этого невелики, и их легко игнорировать.

29. Я могу повышать голос, не опасаясь, что меня назовут “истеричкой”. Я могу быть агрессивным, не опасаясь, что меня назовут “стервой”.

30. Я могу спокойно обращаться за юридической защитой в случае насилия, которому чаще подвергаются мужчины, и никто не обвинит меня в эгоизме и “особых интересах”. Виды насилия, от которых чаще страдают мужчины, всегда считаются “преступлением” и рассматриваются как социальная проблема. (Насилие, которое чаще случается с женщинами, называется “домашним насилием” или “изнасилованием на свидании”, и считается частным делом или “особым вопросом”).

31. Я могу быть уверен, что повседневный язык всегда включает людей моего пола. Если пол человека неизвестен, употребляется мужской род. Также названия большинства профессий употребляются только в мужском роде.

32. Моя способность принимать важные решения и мои способности в целом, никогда не будут поставлены под вопрос из-за времени месяца.

33. От меня не ждут, что я изменю свою фамилию, вступив в брак, и меня не будут спрашивать, почему я этого не сделал.

34. Мне никогда не откажут в найме на работу из страха, что я могу решить жениться и обзавестись семьей.

35. В любой мировой религии лидерами являются люди одного со мной пола. Даже Богу во многих религиях приписывается мужской пол.

36. Большинство религий утверждает, что я должен быть главой семьи, а моя жена и дети должны подчиняться мне.

37. Если у меня есть жена или девушка, скорее всего, она будет делать большую часть работы по дому, особенно рутинную, неблагодарную и грязную работу.

38. Если у меня есть дети, и есть жена или девушка, скорее всего, она будет за ними ухаживать, и в первую очередь, выполнять самую грязную, рутинную и неблагодарную работу по уходу за ребенком.

39. Если у меня есть дети, и есть жена или девушка, и окажется, что одному из нас нужно пожертвовать карьерными возможностями ради воспитания детей, по умолчанию будет считаться, что жертвовать карьерой должна она.

40. Журналы, рекламные щиты, телепрограммы, фильмы, порнография и практически все СМИ наполнены изображениями соблазнительных женщин, которые должны понравиться мне. Такие же изображения мужчин практически не встречаются.

41. Никто не ждет, что я проведу всю свою жизнь, стараясь весить на 10 килограмм ниже нормы.

42. Если я гетеросексуал, крайне маловероятно, что меня будет избивать супруга или любовница.

43. У меня есть привилегия не признавать существование этих привилегий.

 

Комментарии 56

Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 18:10
К посту 3 августа 2006 15:53 GL

На работе? wassat
tv
tv от 3 августа 2006 18:23
34. Мне никогда не откажут в найме на работу из страха, что я могу решить жениться и обзавестись семьей
Когда я устраивалась на сегодняшнюю работу, все собеседование в итоге свелось к тому, что если я выйду замуж, то тут же рожу и не смогу работать. Так какой смысл меня брать? Ну и многим ли мужчинам приходилось такое выслушивать?
И, кстати, сюда же 9. Если я решу, что не хочу иметь детей, никто не поставит под сомнение мою мужественность Когда я говорю, что не хочу иметь детей, меня не спрашивают о причинах, мне говорят - да ты что - это же главное предназначение женщины - родить и воспитать ребенка.
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 18:34
2 tv
Что плохого в том, что поставят под сомнение твою мужественность? ;)))
Насчет 34 читай 39. К тому же у каждого сейчас свой шкурный интерес. Вполне закономерный вопрос. Ты на него ответила? Тебя взяли на работу? Так почему хнычешь? Если родишь тебе еще будут полагаться декретный отпуск и т.п. Часто мужчинам такое предоставляется, если у него жена есть?

И вообще, со стороны женщин спекулировать детьми - это просто пи...ц! У меня из-за ребенка... Меня из-за ребенка... Млин! Такое ощущение, что во всем виноват ребенок. Что у вас презерватив случайно порвался. Что вы бы рады его убить, но общественная мораль и принципы не позволяют, да и тюрьма грозит. Вы что же думаете, что мужчине не хочется проводить больше времени с ребенком? angry

P.S. Прости, что резко... просто надоело это слышать от некоторых мамаш.
Berta от 3 августа 2006 18:37
Статья - это сопроцентная правда, в обществе существует жуткая дискриминация, особенно когда это касается работы.

2 tv
Согласна, и мне задавали эти вопросы, причем этот вопрос был чуть ли не на первом месте.
И насчет детей согласна, Россия - страна с деревенским менталитетом, она не оставляет женщине выбора
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 18:40
И, кстати, этот вопрос с приемом на работу и детьми, не из-за "мужских привилегий", а из-за политики государства, которое не думает о будущем поколении...

zwetlana, можешь добавить в свою статью "Гордость и стыд." =)))
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 18:45
2 tv
главное предназначение женщины - родить и воспитать ребенка

А что, разве не так? А мужская - это все обеспечить.
Berta от 3 августа 2006 18:49
2 Flexxx
Да, проблема государстваприсутсвует и в ближайшее время решена не будет...
Но существует другая проблема общество в целом
Если тебе 30, ты никогда не была замужем и к тому же не мать, тебя будут осуждать как посторонние люди, так и твои близкие.
Berta от 3 августа 2006 18:51
А может поменятся местами, женщина работает, материально обеспечивает семью, а мужчина сидит дома и занимается бытом и детьми ;-)
tv
tv от 3 августа 2006 18:54
2 Flexxx
Вот именно - "читай 39". Шкурный интерес - согласна. И я не хнычу. У меня настроение паршивое второй день по одной простой причине - мой "ненаглядный" начальник отказался брать на должность инженера-программиста вторую женщину. Причина - у нее двое детей и она постоянно будет сидеть на больничных. Она в отпуске по уходу за ребенком ни разу не была - муж сидел дома. Кстати, многие из вас добровольно на это пойдут? А даже если и будет сидеть на больничных - все равно на работе-то бывать будет. Мне уже надоело тянуть работу двоих за одну зарплату. Да и в сутках только 24 часа и растянуть их никак не полчается.
И к шкурному интересу. Месяц назад у нас не стало системного администратора. Причина - он взял отпуск по уходу за ребенком (у него жена погибла). Так что ж его не спрашивали, а вдруг?
Про спекуляцию детьми я не говорила ни слова. Если у меня когда-нибудь появится свой, меньше всего меня будет волновать карьерный рост. Только речь-то не об этом. Речь о том, что миром правят мужчины. Их это устраивает. И они боятся хотя бы на миллиметр подвинуться прикрываясь тем, что женщиннадо детей воспитывать и мужа обихаживать.
P.S. Прости, что резко... просто надоело это слышать от некоторых "мужчин".
smile
2 Berta wink
Насчет 100 % - не согласна. Повторюсь - процентов 50 - так и есть

главное предназначение женщины - родить и воспитать ребенка

А что, разве не так? А мужская - это все обеспечить
- ага. Если он на это способен. А это не всегда бывает sad
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 18:55
2 Berta
Точно так же общество будет осужтать мужчину к 30, если он не сколотил состояние, живет с мамой, не имеет машины и не может обеспечить свою семью.

Да лучше оставить все как есть.

:-
tv
tv от 3 августа 2006 18:58
2 Berta
Проблема общества действительно есть. Я от собственной бабушки еще в 20 лет услышала, что еще год и мне поздно будет рожать. Так и останусь одна. А женщина без детей - ущербна и никогда не сможет стать полноправным членом общества. И ведь ни одна она так считает. И они не признают за женщиной права заводить ребенка тогда, когда она считает нужным.
tv
tv от 3 августа 2006 19:03
Точно так же общество будет осужтать мужчину к 30, если он не сколотил состояние, живет с мамой, не имеет машины и не может обеспечить свою семью. - если судить по поселку, из которого я родом - ничего подобного. Ему наверняка помешала женщина laughing
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 19:05
Да вы и сами таких мужчин не уважаете, будь он семи пядей во лбу и художник по натуре... Это ли привилегия?

2 tv

То, что ты рассказываешь, это, конечно, справедливый гнев... Но только ты путаешь мужские привилегии и привилегии начальства. Законченная женщина карьеристка на месте твоего начальника, скорее всего поступила бы так же, если только не является феминисткой (в таком случае она разорвалась бы и взяла на работу любую женщину, даже самую бездарную, лишь бы не брать мужчину, назло).

И вообще, это неправильно спорить об этих "привилегиях". Это обусловлено нашей природой. У женщин одни "привилегии", у мужчин - другие. Это я пытался объяснить в своем посте кратко:
3 августа 2006 17:55 Flexxx
Flexxx
Flexxx от 3 августа 2006 19:10
Ему наверняка помешала женщина

Я бы про такого мужика сказал - тряпка, если он винит во всех своих бедах женщину.

Кстати, при разводе и дележе имущества кто больше имеет прав и оттяпывает себе больше? smile
Либо тот, у кого адвокат лучше, либо женщина =))))))))
tv
tv от 3 августа 2006 19:18
2 Flexxx
Да нет, не путаю я ничего. Ну вышло так, что работаю я в основном в мужских коллективах (специальность такая вот tongue) И достаточно сталкивалась с мужским шовинизмом и женским феминизмом. Была у меня руководитель женщина... crying Лучше уж сегодняшний начальник.
А при разводе? По сегодняшним законам - все делится строго поровну (что нажито в браке). Остальное зависит от адвоката... smile
tv
tv от 3 августа 2006 19:22
А спор, в принципе-то, бессмысленный. Мир таков, какой есть. Не могу сказать, что мне хотелось бы что-то кардинально менять. Разве что одно, чтобы мужчины в борьбе за власть хотя бы иногда вспоминали о женщинах. Если уж наше предназначение рожать и воспитывать детей - дайте нам такую возможность и не пытайтесь принижать наши заслуги smile
Швиг
Швиг от 3 августа 2006 20:42

"Либо тот, у кого адвокат лучше, либо женщина".
Конкурс:"Прикинься самым бедным".
Да, а почему женщина больше получает???
Она, чаще всего, и трети имущества не заработала.
Сейчас можно какие- то контракты брачные составлять.
В обществе живут только уроды- закончим на этом.

together от 4 августа 2006 03:30
хуета - не осилил
ж - отстой, ничего стоящего
кроме tv, лисички, нимфочки - ну кто там еще... - такие вот нужны
Flexxx
Flexxx от 4 августа 2006 09:45
2 tv
Да пожалуйста... smile Еще и поможем!
tv
tv от 4 августа 2006 14:12
together, это комплимент? Тогда - спасибо smile

Flexxx, поможете в изменении мира или рождении детей? tongue
GL
GL от 4 августа 2006 14:23
3 августа 2006 18:10 Flexxx

да, вполне возможно, особенно учитывая, что мужчина сдержиться и не будет отвечать - ибо у женщин "эмоции" это отмаз, а для мужчин стыд и позор.
Flexxx
Flexxx от 4 августа 2006 15:03
2 tv
Естественно, и в том и другом.
Вы, Женщины, обладаете неуемной, безрассудной фантазией, способностью видеть больше прекрасного, доброго... Будете строить планы (моском будете;), а мы будем ломать голову как это воплощать в жизнь и пытаться реализовать.
А с детьми... тут, думаю, все понятно =))))) Мы уже давно на этом пути, и в помощи не отказываем страждущим... не... жаждущим. ;)))

2 GL
Не могу не согласится... Все-таки я погорячился =)))
tv
tv от 4 августа 2006 15:12
а мы будем ломать голову как это воплощать в жизнь и пытаться реализовать
Я тоже хочу учавствовать!!! wink
в помощи не отказываем страждущим... не... жаждущим
Буду верить и надеяться... laughing
...Или надеяться и верить? wassat
together от 17 августа 2006 07:52
б..., tv, опять перепалка с твоим участием
все ищите где белое, а где говно?
говно внутри
Nightmare от 31 августа 2006 09:33
КГАМ. Больше сказать нечегео, хотя есть и некоторые справедливые замечания
Ковбой
Ковбой от 25 августа 2008 17:28
А я еще я могу надрать кому-нибудь задницу wink