Учение Будды
Учение Будды никогда не записывалось
непосредственно, поэтому дошло до нас
в виде записанных пересказов его учеников,
учеников их учеников, а иногда просто мифов.
История иногда открывает нам свои
тайны в виде найденного манускрипта,
скрижали и иногда в виде свидетельских показаний.
* * *
Очень давно, где-то в Индии, жил-был король, и был у него сын. Звали сына Сиддхартха Гаутама. Ребенком он рос избалованным, роскошь и забота окружали его. Царь-папа как-то созвал всяких прорицателей и те ему предсказали, что сын его станет или великим правителем или великим религиозным деятелем. Естественно было сделано все , чтобы принц пошел по стопам своего отца. Принца окружали роскошь, достаток и красота, вокруг него были исключительно прекрасные девушки. Когда пришло ему время жениться — у него появилась прекрасная жена. Жена родила ему замечательного ребенка. Но однажды случилось непредвиденное. Слуга Сиддхартхи был проинструктирован никогда не выпускать принца за ворота дворца. Тем не менее принц настоял на том , чтобы совершить прогулку и слуге ничего не оставалось, как подчиниться.
То, что принц увидел за воротами замка, перевернуло все его мировоззрение. Он увидел и больного и старого и умирающего. Он увидел погребальный костер (тада внатуре спалить было стопудово проще, чем закапывать — ану пади-ка лопатой махать как далбайоп) и впервые был озадачен. Он расспросил слугу, и тот рассказал, что в жизни человек страдает от болезней , старости и неизбежно умирает. Юный принц был шокирован этим. Ну неужели все настолько разительно отличается от тех представлений, которые ему рисовала дворцовая жизнь? Вернувшись во дворец Гаутама не находил себе места. Песнопения более не услаждали его слух. Как-то проснувшись ночью, он решил прогуляться. На его пути встретились спящие девушки, которые днем услаждали его слух песнопениями, танцами и игрой на музыкальных инструментах. Они спали на свежем воздухе и принц увидел, как под светом полной луны они выглядят на самом деле. Одна храпела, другая была в морщинах, а изо рта третьей текла слюна. Это было ужасно. Неужели мир так ужасен и отвратителен? Гаутама вернулся к жене. Она спала крепко и под ее грудью спал их ребенок. - Неужели их ждет та же участь,- задумался принц. -Неужели все предопределено,- спрашивал он сам себя. -НЕТ! Я найду решение, иначе зачем тогда существовать , как обреченное существо! - таково было окончательное решение Сиддхартхи.
Рано утром, когда все еще спали, Сиддхартха, взяв с собой слугу, удалился из дворца. Долгие шесть лет он странствовал, общался с разными людьми, изучал их учения, вел аскетичный образ жизни — все было впустую. Однажды , находясь в медитации под деревом Бодхи (хуйивознаит, наши далбаебы ученые так и не одуплились шо канкретно за дерево это было — адни грят пальма какаято, другие ваще грят баобаб был) он вдруг Прозрел ! Он стал просветленным! Он стал Буддой! Он понял, что жизнь и есть причина страданий. Рождаясь, мы хотим жить и от этого страдаем. Затем он сформулировал свои Четыре Благородные Истины, и как следствие Восьмеричный Путь Освобождения. Люди потянулись к Будде. Каждый в его словах находил то, что чувствовал в своем сердце, но не мог выразить или сформулировать. Его община росла , люди стекались со всех уголков Индии и оставались у него. Многие религиозные деятели приходили к нему для того, чтобы вызвать его на дискуссию, и пораженные его мудростью и пониманием, оставались его учениками. Правители почитали за честь пообщаться с Буддой. Долгие годы он дарил Свет и Надежду людям самых разных каст во всех уголках Индии.
* * *
Однажды один из учеников рано утром прибежал к Будде.
О Учитель! Случилось невероятное!
Что произошло? - спросил Будда.
Там.... там... ,-заикаясь говорил ученик, - под Священным деревом Бодхи....
Что же случилось? - переспросил Будда.
Там, под деревом, где ты обрел Просветление, дающее нам Свет.... - всхлипывал монах.
Да что же случилось, в самом деле? - продолжал спрашивать Будда.
Некто посмел … он... вобщем... посмел там испражняться,- разрыдался монах.
Ну, будет тебе, перестань, - утешил монаха Учитель, - пусть там уберут и не переживай по этому поводу. Возможно, кто-то не еще не пришел к моему Учению, и в силу своего непонимания выразил свое невежество. Простим ему.
Учитель, все не совсем так, - возразил монах, - этот человек по-прежнему находится там. Он лежит по соседним деревом и храпит, а рядом с ним лежит сосуд с вином, которое , согласно Учению, есть одно из самых страшных нарушений.
Ну что же, - отвечал Будда, - наверное я пойду взгляну на этого странного человека, возможно мне удастся сделать ему самый лучший подарок в его жизни. Я думаю,что он не знаком с моим Учением.
* * *
Будда с учениками пришел к месту где лежал человек и от него действительно разило вином. Мудрость Будды не позволила разрешить ученикам насмехаться над человеком. Будда приказал отнести странника в его хижину и положить на кровать.
Когда человек проснулся, Будда обратился к нему.
Кто ты? - спросил Будда.
Я путешественник, - ответил Незнакомец, - я странствую.
В поисках Истины? - спросил Будда.
Да нет, что ты, - ответил Незнакомец, - Истина мне давно неинтересна, я странствую ради удовольствия.
Какое может быть удовольствие от бесцельных странствий? - поинтересовался Будда.
Новые переживания, новые впечатления — это ведь все, что мы можем позволить себе за нашу короткую бессмысленную жизнь.
Ты говоришь как умный человек, - сказал Будда, - вечером приглашаю тебя побеседовать. Наша община всегда рада тем, кто размышляет о том, что происходит.
* * *
После обеденной жары все члены Сангхи (общины) собирались, чтобы послушать драгоценные слова Будды. В этот вечер Незнакомец, приглашенный Буддой, также скромно присел среди учеников Будды. Тем не менее Будда, как-бы желая приободрить новичка, пригласил его сесть рядом с собой.
Вот наш гость, - сказал Будда, - он любит странствовать и тоже размышляет о смысле жизни.
Гость слегка смутился, и , отхлебнув из сосуда, который носил с собой, встал и поклонился Будде и окружавшим его ученикам.
Почему ты посмел испражняться под деревом Бодхи, там, где наш Великий Учитель Будда обрел Просветление и затем подарил нам драгоценное Учение? - выкрикнул один из учеников.
Действительно, Незнакомец, в чем была причина твоего поступка? - спросил Будда, - ты наверное не знаешь, кто я и что это за дерево?
Я знаю тебя, Будда, и знаком с твоим учением, - отвечал Незнакомец, - мне знакомо все, чему ты учишь.
Тогда почему ты так поступил? - удивился Будда, - ты хочешь спорить? Тогда зачем ты просто не пришел ко мне для дискуссии?
Я не хочу с тобой спорить, Будда, - возразил Незнакомец, - я хочу задать тебе один-единственный вопрос.
Слушаю тебя.
Уходя из дворца, ты оставил там жену и ребенка, которые заслуживают твоей любви и привязанности, -сказал Незнакомец, - почему ничто тебя не остановило?
Пойми, - отвечал Будда, - наши привязанности и есть основа наших страданий. Мы должны избегать привязанностей и проводить время практикуя медитацию. Таков Путь избежать страданий.
Прости Будда, - отвечал Незнакомец, - но тогда почему ты задал вопрос о моем поступке? Неужели дерево Бодхи есть твоя привязанность? Ты привязался к этому дереву сильнее чем к брошенным жене и ребенку?
Ты не сравнивай привязанность и уважение, - уточнил Будда.
Ты уважаешь дерево? - переспросил Незнакомец.
Будде стало понятно, что он общается с умным собеседником, однако его внешний вид, поведение, манера общения, этот сосуд с вином — все это несколько удивляло Будду.
Откуда ты? - спросил Будда.
Я оттуда же, откуда и ты, - отвечал Незнакомец, - Я родом из Индии.
Почему ты пьешь вино? - спросил Будда.
А почему ты не пьешь? - спросил Незнакомец.
Вино разрушает чистоту нашего сознания, - ответил Будда.
А ты? Разве твое учение не есть вино для нашего сознания? - возразил Незнакомец.
Мое учение истинно, оно есть основа, -возразил Учитель.
Вечерело. Сидевшие вокруг монахи уже настроились на проповедь Учителя, однако тот не спешил. Его желанием было вовлечь Незнакомца в беседу и превратить эту беседу в проповедь, полезную как для монахов, так и для Незнакомца.
Истинность любого учения заключается не в правильности и изяществе утверждений, -продолжал Незнакомец, - истинность любого учения вообще абсурдная и не имеющая значения вещь.
А что же по-твоему имеет значение? - поинтересовался Будда.
Имеет значение лишь то, что останется после. Например, после твоего учения останется много памятников.
Неправда! - воскликнул Будда. Я всегда говорил, что мое учение не приемлет эти вещи.
А еще твои монахи обучатся боевым искусствам, станут участвовать в битвах, а в награду за это им разрешат пить вино, - усмехнулся Незнакомец.
Незнакомец, ты просто говоришь невозможное. Вино сделало тебя говорящим эти слова, - возмутился Учитель
А еще, Будда, лет через пятьсот далеко отсюда один юноша будет пересказывать своему народу обрывки из твоего учения, а его за это убьют. И за это же сделают своим богом. И орудие убийства сделают своим символом, и во имя этого символа прольется море крови.
Откуда ты все это можешь знать, - усмехнулся Будда. Ты видишь будущее?
Я вижу настоящее, Будда. Посмотри внимательно на своих учеников.
Сидящие в одинаковых одеждах монахи перешептывались и переглядывались. Они готовы были сделать все, что угодно с Незнакомцем, однако Учитель был как всегда невозмутим.
Что же ты предлагаешь взамен, каково твое Учение? - спросил Будда.
Ты даже не представляешь, как все просто, -Незнакомец встал и повернулся к монахам, - вокруг нас мое учение. Это солнце, эта лужайка, эти деревья — вот суть моего учения. Моя песня, мое вино, мои радость и печаль — вот мои истины.
Ты хочешь сказать, что тебе по душе жить так, как живет любое животное? - удивился Будда.
Совсем нет, - улыбался Незнакомец,- животные к великому сожалению лишены осознания своего счастья. Только человек, очистив свое сознание от всяких идей и суждений, может пребывать в нирване никогда ее не покидая, чем бы он при этом не занимался.
Я сам не пью вина и запрещаю это делать своим последователям. Однако я хотел бы, чтобы ты угостил меня, Незнакомец.
Конечно, Будда, я с радостью тебя угощу. Это самое обычное вино, которое пьют в здешних местах. Я пью его каждый день и любой человек может это делать. Но ты, Просветленный, обычные вещи видишь не так, как все. Поэтому тебе решать сможешь ли ты выпить моего вина.
Будда не ответил ни слова. Он взял сосуд из рук Незнакомца и сделал глоток. Внутри обожгло огнем, а перед глазами вдруг Будда увидел яркую вспышку. Внезапно он увидел всю свою жизнь. Вот он - маленький мальчик, бегающий возле замка, вот его спящие жена с ребенком в день когда он отправился искать Истину, вот вокруг него несколько аскетов, истязающих себя с той же целью что и он.
Вдруг он понял все. Он огляделся вокруг. Сотни одинаковых монахов-попрошаек сидели вокруг него , каждый в ожидании самого главного Чуда в своей жизни, а он — он старый человек Сиддхартха Гаутама предлагал им свое , абсолютно чуждое им понимание Истины. Боль сдавила сердце Гаутамы. Он сел на землю, несколько монахов подбежали к нему, но он жестом дал понять , что все с ним нормально. Перед ним стоял Незнакомец, улыбаясь. Будда сорвал растущий рядом цветок и протянул Незнакомцу. (ентот факт про передачу цвяточка блябуду зафексирован ва многиг источнекаг беспезды). Незнакомец принял цветок из рук Гаутамы, развернулся и пошел прочь распевая песню.
Куда ты идешь? - последнее, что спросил старик Гаутама.
На восток, - ответил истинный Будда, - а затем думаю перебраться на острова. Там красиво цветет дерево, именуемое сакурой.
* * *
Монахи в растерянности смотрели друг на друга. Одни остались сидеть возле неподвижного старика, несколько монахов отправились вслед удаляющейся песне, некоторые запели свою песню и направились кто куда, а некоторые пошли за вином.
(с)Влад Юрич