История одной телевизионной заставки

17 апреля 1968 года на Центральном Телевидении впервые вышла в эфир передача «В мире животных». В 1974 году передача стала начинаться мультзаставкой с замечательной музыкой. Автором музыки был аргентинский композитор Ариэль Рамирес.
В оригинале это отрывок с названием «Паломничество» (исп. La peregrinacin) из кантаты для Рождественского хорала «Рождество господне» (исп. Navidad Nuestra) в 12 частях, написанный в 1964 году Рамиресом на слова Феликса Луна. Сегодня этот хорал считается классикой католической духовной музыки и он до сих пор очень популярен в испаноязычном мире.
Однажды, французский шансонье Жиль Дрё, услышав десятую часть этого хорала в исполнении аргентинской певицы Мерседес Соса был настолько потрясен красотой музыки, что попросил поэта Пьера Деланоэ написать слова к мелодии. Деланоэ сделал адаптацию - использовал созвучие первых слов оригинала A la huella (рус. по стопам) и французского слова Alouette (жаворонок). Эта версия стала легкомысленной песенкой и эстрадным шлягером 1968 года под названием «Жаворонок», а после аранжировки оркестром Поля Мориа — всемирно известной эстрадно-симфонической композицией.
Именно этот вариант композиции, в исполнении оркестра Поля Мориа и выбрал для музыкальной заставки первый ведущий передачи «В мире животных» Александр Згуриди.
Саму заставку снимали на студии "Союзмультфильм". Одним из создателей этого шедевра был режиссер, сценарист, художник Мстисла Купрач. Его сын вспоминал, что отец так был увлечен работой над мультфильмом, что работа и дома не прекращалась - вся квартира была завалена рисунками и раскадровками к этому ролику, и отец позже всегда с гордостью говорил, что это - его рук дело.
Сам Купрач рассказывал: «В последнюю ночь перед сдачей. Десятки килограммов залитого целлулоида и многослойных фонов. Хотел сделать чисто диснеевскую "Фантазию". Наступила ночь, вдвоем с оператором остались в павильоне. Естественно обмыли "кнопочку", чтоб всё было нормально. Всё и было нормально до того момента, когда бутылка с портвейном не пролилась на всё это диснеевское богатство. Завтра эфир. Несколько месяцев работы в мутных кляксах и разводах. И два мигом протрезвевших советских художника с помощью маникюрных ножниц, цветной бумаги и движущихся цветных лампочек за матовым стеклом фона за оставшееся время сотворили телезаставку, вошедшую в Книгу рекордов Гиннеса по времени жизни на ТВ». Больше 40-ка лет, вся страна смотрела на этих страусов и обезьян.
(То-то я смотрю, что там несколько совершенно нелогичных сцен, зеркальных повторов, откровенных ляпов... Теперь всё понятно. Вот так творилась история! – комментировал слова мастера журналист, историк анимации Сергей Капков).
Мстислав Купрач (1912-2000) окончил курсы мультипликаторов перед самой войной, но был призван на фронт. Вернулся после ранения, и уже в 1944 году стал работать на "Союзмультфильме" аниматором. Когда на телевидении, на "Экране" появилась мультстудия, Мстислав Антонович перешёл туда режиссёром. Участвовал в создании многочисленных анимационных заставок телепередач, в том числе «В мире животных», «Очевидное-невероятное», «В гостях у сказки», «Французский язык», «Испанский язык» и др.