Великая сила национализма
В общем, был он еврей и черта его оседлости, указанная тёщей, уже
с утра находилась в углу комнаты, на расстоянии двух вытянутых рук от
столов с запасами спиртного и закусками. Там, в углу, стоял колченогий
стул, на котором он и сидел, печально наблюдая за происходящим.
Вначале, конечно, Дима пытался возражать, на что тёща вскользь, но
сурово заметила, что у них здесь не иудейская Пасха и, если Диме что-то
не нравится, он может сложить свои вещи на этот дурацкий стул и идти к
своему посольству, где его с удовольствием примут. Дима обиженно
замолчал. Минуты через три он не выдержал и сказал, правда, какую-то
фразу про антисемитизм, за что тёща до минимума уменьшила сферу его
интересов. А гости уже собирались. Они шумно заходили, шумно отдавали
пакеты с подарками Диминой жене, шутили, смеялись и ещё более шумно
рассаживались. Дима безучастно смотрел на всё это, в его глазах
плескалась боль всего Ближнего Востока, а губы беззвучно шевелились.
Тёща, заметив это, сказала, что Дима за всю жизнь не прочёл ни одной
строчки из Торы, что еврейских молитв он не знает, а с исторической
родиной его связывает лишь исполнение в пьяном виде "Хавы Нагилы" да
эти вечно печальные глаза и праздник начался. Диме выдали немного
салата и жёстко прервали его попытку прорваться к столам. В подавлении
бунта активное участие принял Димин друг Андрианов, специально
приглашённый в качестве казака-антисемита и имеющий большой опыт
погромов в квартирах друзей-евреев. Вконец обидевшийся Дима затих в
своём местечке, осознав, что это и есть маленькое еврейское счастье, а
гости, наоборот, развеселились. После тостов за тёщу и жену пришло
время песен. Исполняли в основном произведения разудалых русских
композиторов Фельцмана, Френкеля и Фрадкина, казачий цикл Розенбаума и
"Русское поле" из репертуара Кобзона. Иногда в этот ряд врывались
песни, которые давно стали национальным достоянием России - "Сулико",
"Четыре татарина" и "Хаз-Булат удалой". Вот во время исполнения
последней и произошло то, чего так опасалась тёща. Одного из гостей,
Савельева, так разжалобила фраза "Бедна сакля твоя...", что он
расплакался и незаметно катнул Диме бутылку "Русской" водки. Женщины в
это время находились на кухне, поэтому Дима подарок принял с
благодарностью и залпом...
Когда через несколько минут тёща зашла в комнату, её
взору предстала страшная картина. Дима с пустой бутылкой водки стоял на
столе и пел "Хаву Нагилу". Вокруг плясали что-то похожее на кадриль
гости, иногда подсказывая Диме слова и напоминая мелодию. Тёща
попыталась пресечь эту наглую жидомасонскую выходку, но... Но её увлёк
вихрь танца и спустя мгновение, заложив пальцы за несуществующую
жилетку, она лихо дёргала ножками.
Измученные шумом соседи вызвали милицию часа через три.
Зайдя в квартиру, милиция долго не могла понять, куда она попала. В
большой комнате громко, на непонятном языке спорили мужчины в
шляпах. "На иврите говорят" - сказал лейтенант Чернышов, знавший
татарский. Ещё один мужчина - это был Андрианов - вырезал из газет
шестиконечные звёзды и обклеивал ими стены. Откуда-то доносился голос
тёщи - она обзванивала еврейские общины США и Канады, а из кухни лилась
печальная песня на том же языке в исполнении женщин. Вопрос о
документах, заданный главным милиционером, остался без ответа, лишь
проходящая мимо с подносом закусок чернявенькая девушка улыбнулась и
сказала: "Шолом!". "Это она поздоровалась" - перевёл лейтенант Чернышов
и зачем-то добавил: " Татарский и иврит очень похожи". Выяснив, что в
квартире по-русски, и то с большим трудом, говорит только Дима,
милиционеры удалились, забрав его с собой. Пропажу именинника никто не
заметил и праздник покатился дальше. Тёща обзвонила все континенты и,
сидя у окошка, ждала переводы с материальной помощью по еврейской
линии, Андрианов обклеил звёздами квартиру и перешёл на лестничную
клетку, гости, узнав, кто именно пресёк безобразный геноцид по
отношению к Диме, избрали Савельева главным раввином и просили его
заняться уже строительством синагоги. А у подъезда, сжимая розы, стоял
лейтенант Чернышов - чернявенькая девушка вместе с подносом зашла в его
сердце...
Время летело. Во дворе Диминого дома строилась
синагога, "Мосфильм" снимал кино под названием "Список Савельева", тёща
занималась финансовыми вопросами мирового сионизма, причём сионизм
беднел, а тёща богатела, Андрианов обклеил звёздами все близлежащие
дома и деревья, лейтенант Чернышов… А лейтенант Чернышов, влюбившийся,
как оказалось, в жену Димы, убрал его в тюрьму, уволился из милиции и
работал на Андрианова, вырезая газетные звёзды. По субботам,
разумеется, он только молился, с ужасом вспоминая свою прошлую,
несемитскую жизнь.
Дима вернулся через 5 лет. Встретили его, как Мессию -
все, кроме бывшего лейтенанта Чернышова – зажгли старинные семисвечники
ручной работы, купленные тёщей на распродаже в «Икее», показали
синагогу, фильм "Список Савельева", шестиконечные звёзды на деревьях,
детей, родившихся от него в его отсутствие и дали самоучитель иврита.
Диме многое не понравилось - не понравился бывший лейтенант Чернышов,
постоянно глазеющий на чужую жену, не понравились архитектура синагоги,
концепция фильма, сложный язык, свет от семисвечников и непонятные
скуластые дети. Он уставал от лиц еврейской национальности, окружавших
его, тосковал по славянам, которых полюбил в тюрьме, не понимал, зачем
плачет в своих речах Савельев и почему его надо называть "ребе", кто
запретил пить пиво по субботам и что в его квартире делает огромное
количество ортодоксальных иудеев из Израиля, если раньше заходили
только атеисты из Москвы, но редко и с водкой. Не изменилась лишь тёща
- она по-прежнему боролась с Диминым алкоголизмом, хотя им, алкоголизму
и Диме, исполнялось уже 50 лет...
Ещё никогда русские не подвергались такой дискриминации, как
16 декабря в квартире Димы Головкова. Сам Дима уже с утра сидел в углу
комнаты на колченогом стуле, на расстоянии двух вытянутых рук от
столика со спиртным и закуской. Вначале, конечно, он пытался возражать,
на что тёща вскользь, но сурово заметила, что у них здесь не
православная Пасха и, если Диме что-то не нравится, он может отписать
ей свою долю жилплощади и уже таки идти в пивную, где его с
удовольствием примут. Дима обиженно замолчал. Минуты через три он не
выдержал и сказал, правда, какую-то фразу про антирусские настроения,
за что тёща до минимума уменьшила сферу его интересов, объяснив, что с
русской нацией Диму связывает лишь исполнение в пьяном виде
"Калинки-малинки" да эти вечно похмельные глаза. А гости уже
собирались. Они тихо заходили, со слезами отдавали открытки с видами
Иерусалима Диминой жене и, повеселев, рассаживались. После первого
тоста пришло время песен. Исполняли в основном произведения печальных
еврейских композиторов Дунаевского, Шаинского и Богословского,
еврейский цикл Утёсова, и, разумеется, "Хаву Нагилу". Иногда в этот ряд
врывались песни, которые давно стали общенациональными - "Сулико",
"Четыре татарина" и "Хаз-Булат удалой". Вот во время исполнения
последней и разжалобился ребе Савельев, расплакался и незаметно плеснул
Диме 15 грамм кошерной водки...
Илья Криштул
Комментарии 1