Куда катится мир?
И опять мы встретились с Денисом, на этот раз на виртуальном балконе. Под прекрасными, но ненастоящими пальмами и ненастоящей, но прекрасной луной. В интернете.
Разлеглись на подушках, взяли по кружке чая, и я сказал – сегодня никаких серьезных тем, Денис. Только легкий треп, шутки, веселье, смех и все такое.
- Конечно, – ответил Денис задумчиво. – Как всегда.
Через 2 минуты мы по уши в высоких материях.
В этот раз Денис выразил озабоченность тем, что мир деградирует. В смысле, становится аморальным и безнравственным. Я сказал, что это – миф. Это не так. Денис поинтересовался, отвечу ли я за базар? Я вздохнул и ответил.
- Давай для начала разберемся, – сказал я, – что такое мораль и что такое нравственность.
Мораль – это длина женской юбки
До середины бедра – еще морально. Выше – уже того… Широкий пояс вместо юбки – аморально. Любая бабушка у подъезда тебе это докажет играючи. А на Востоке юбка до колен – уже дикое непотребство. Могут забить камнями. Там другая мораль.
Мораль – это добрачный секс. Еще лет 25 назад он считался недопустимым и обществом сурово осуждался. Сейчас отношение к нему немного другое. Хотя бабушки линию обороны еще держат и, если что, осудють по полной программе.
Мораль это длина прически, геи и лесбиянки, разводы и супружеская верность – отношение ко всему этому окружающих. Мораль это свод неписанных правил – что прилично, а что нет. Без ориентиров в жизни трудно, да и общество может пойти вразнос. Мораль – нужна. Пока нужна.
…В этом месте Денис хотел задумчиво поковырять в носу, но на полпути решил, что я могу его осудить. И передумал. А я, как приличный (высокоморальный) человек, сделал вид, что ничего не заметил.
Нравственность – это поднять упавшего
Если моральность человека контролируется со стороны – он боится людского осуждения, то нравственность толкает его изнутри. Пройти мимо лежащего на обочине пьяного – обществом не осуждается. Все проходят и ничего. Но кто-то возьмет и остановится. Наклонится посмотреть – точно ли пьяный? Не сердечный ли приступ? А если пьяный – жив ли, не замерзает? Нравственность – это помочь там, где помощи от тебя не ждут. И за НЕ-помощь не осудят.
Нравственность это добро и зло. Это совесть. Вот, вроде, можно украсть, и гарантированно никто не узнает, но – не крадешь. Нравственность это сопереживание. Не делать другому того, чего не хотел бы себе.
Получается, что мораль это ВНЕШНИЕ ориентиры, а нравственность – ВНУТРЕННИЕ.
Убить в бою врага – морально, но безнравственно. Потому что, с одной стороны – «врага», а с другой – «убить». Ходить по улицам голым – аморально, а закидывать голого человека камнями – безнравственно. Обсчитать на 100 рублей бедную бабушку – и аморально и безнравственно.
…В этом месте Денис стал вспоминать, не обсчитал ли он случайно какую-нибудь старушку. Не вспомнил такого, успокоился и перешел в атаку.
туальном балконе. Под прекрасными, но ненастоящими пальмами и ненастоящей, но прекрасной луной. В интернете.
Разлеглись на подушках, взяли по кружке чая, и я сказал – сегодня никаких серьезных тем, Денис. Только легкий треп, шутки, веселье, смех и все такое.
- Конечно, – ответил Денис задумчиво. – Как всегда.
Через 2 минуты мы по уши в высоких материях.
В этот раз Денис выразил озабоченность тем, что мир деградирует. В смысле, становится аморальным и безнравственным. Я сказал, что это – миф. Это не так. Денис поинтересовался, отвечу ли я за базар? Я вздохнул и ответил.
- Давай для начала разберемся, – сказал я, – что такое мораль и что такое нравственность.
Мораль – это длина женской юбки
До середины бедра – еще морально. Выше – уже того… Широкий пояс вместо юбки – аморально. Любая бабушка у подъезда тебе это докажет играючи. А на Востоке юбка до колен – уже дикое непотребство. Могут забить камнями. Там другая мораль.
Мораль – это добрачный секс. Еще лет 25 назад он считался недопустимым и обществом сурово осуждался. Сейчас отношение к нему немного другое. Хотя бабушки линию обороны еще держат и, если что, осудють по полной программе.
Мораль это длина прически, геи и лесбиянки, разводы и супружеская верность – отношение ко всему этому окружающих. Мораль это свод неписанных правил – что прилично, а что нет. Без ориентиров в жизни трудно, да и общество может пойти вразнос. Мораль – нужна. Пока нужна.
…В этом месте Денис хотел задумчиво поковырять в носу, но на полпути решил, что я могу его осудить. И передумал. А я, как приличный (высокоморальный) человек, сделал вид, что ничего не заметил.
Нравственность – это поднять упавшего
Если моральность человека контролируется со стороны – он боится людского осуждения, то нравственность толкает его изнутри. Пройти мимо лежащего на обочине пьяного – обществом не осуждается. Все проходят и ничего. Но кто-то возьмет и остановится. Наклонится посмотреть – точно ли пьяный? Не сердечный ли приступ? А если пьяный – жив ли, не замерзает? Нравственность – это помочь там, где помощи от тебя не ждут. И за НЕ-помощь не осудят.
Нравственность это добро и зло. Это совесть. Вот, вроде, можно украсть, и гарантированно никто не узнает, но – не крадешь. Нравственность это сопереживание. Не делать другому того, чего не хотел бы себе.
Получается, что мораль это ВНЕШНИЕ ориентиры, а нравственность – ВНУТРЕННИЕ.
Убить в бою врага – морально, но безнравственно. Потому что, с одной стороны – «врага», а с другой – «убить». Ходить по улицам голым – аморально, а закидывать голого человека камнями – безнравственно. Обсчитать на 100 рублей бедную бабушку – и аморально и безнравственно.
…В этом месте Денис стал вспоминать, не обсчитал ли он случайно какую-нибудь старушку. Не вспомнил такого, успокоился и перешел в атаку.
Деградируем?
- Люди просто стали механически жать всем руки, улыбаться натянутой улыбкой и повторять «Hi, how are you?» – сказал он. – Это лишь механика, обезьяна тоже так может делать.
На что я ответил:
- Да, дежурная улыбка к нравственности отношения не имеет. Это правило приличия, морали. И по мне, пусть люди дежурно улыбаются, чем бычатся из-под хмурых бровей. Денис, я ЗА такие приличия. Если бы движение шло в направлении «от искренней улыбки – к дежурной» (например, все стали дежурно улыбаться своим детям), вот тогда нужно бить тревогу. Но люди продолжают искренне улыбаться друзьям и близким, а остальным просто показывают свою вежливость.
Денис пошел на второй заход.
- Каждый год изобретаются все более изощренные законы, строго ограничивающие и запрещающие все, что только можно – это как раз признак деградации. Культурным и нравственным людям законы не нужны – они у них в крови.
Здесь я с Денисом был абсолютно согласен. Запреты и ограничения – это мораль. А двигаться нужно в сторону нравственности. Я хотел спросить про конкретные изощренные законы, но тут Денис стал противоречить себе:
- Если каждый начнет сегодня принимать решения, исходя из своих субъективных представлений о совести и добре – конец света наступит через несколько дней. Пока какие-то моральные устои еще остались и у кого-то еще есть чувство долга – шанс есть.
Я отхлебнул чая и сказал:
- Моральные устои были и есть, правда, становятся менее жесткими. Писатель и философ Александр Никонов в хорошей книге «Апгрейд обезьяны» приводит пример: «В викторианской Англии рояльные ножки закрывали маленькими юбочками, ибо вид голых ног (любых) считался аморальным».
Смешно? Глупо? Разное время – разная мораль. Для викторианского джентльмена это было приличным, а вот мы показались бы ему растленными типами. Разводы. Поцелуи на людях. Короткие юбки. Фу, какая распущенность.
Мораль становится свободнее, и люди все больше решают сами – что хорошо, а что плохо. Все ли готовы к этому? Нет, конечно. ВСЕ никогда не бывают готовы к изменению морали. Молодежь уже ускакала вперед в глубокую разведку, а в тылу только подтягиваются, кряхтя, подъездные бабушки.
А что с нравственностью, ухудшается ли со временем она? На мой взгляд – тоже нет. Убить человека 300 лет назад было раз плюнуть, и обществом не особо осуждалось. Наши любимые мушкетеры кололи и калечили живых людей направо и налево. Меньше ли в те времена воровали? Подличали? Жадничали? Добрее ли относились к слабым и беззащитным? Что-то я сомневаюсь…
…В этом месте Денис затребовал роман Дюма, чтобы свериться с оригиналом. Книги под рукой не оказалось, и я продолжил.
- Люди в целом стали гуманнее. Больше ценится человеческая жизнь, честь и достоинство… Про честь и достоинство не веришь? Тогда поди огрей нашего деревенского Кузмича хлыстом, как хлестал французского крестьянина Д`Артаньян. Кузмич тебе быстро объяснит, что так делать – безнравственно. Ты же хорошо бегаешь?
Старые песни о главном
«Наша молодежь любит роскошь, – продолжил я, – она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков», – сказал Сократ 2 500 лет назад.
«Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, ибо наша молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Греческий поэт Гесиод, 2 800 лет назад.
«Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не так далек», — написал египетский жрец примерно 4 000 лет назад.
- Разговоры о падении морали и нравственности велись всегда, – стал закругляться я. – И сейчас, я считаю, все не так плохо. Куда катится мир? Да никуда он не катится, не стучите лысиной по паркету, господа. Он развивается по своим поступательным законам. Мы можем на мир воздействовать и понемногу улучшать, но повернуть его движение вспять еще никому не удавалось. Ни святой инквизиции, ни идеологам коммунизма, никому.
Но думать об этом, несомненно, нужно. Хотя бы для того, чтобы не успокаиваться в релаксе. И лично я благодарен тебе, Денис, за то, что ты эту тему поднял.
…Вот что я сказал на виртуальном балконе под виртуальными пальмами. А Денис ответил… Впрочем, что именно он ответил (или промолчал?) мы, наверно, скоро узнаем.
отсюда