Российский цирк: фокусы с исчезновением

Главная задача любого фокусника – отвлечь внимание зрителя от того, что происходит на самом деле. Опытный иллюзионист способен легко обманывать публику, попеременно переключая её внимание с того, что именно он прячет, на то, куда он это прячет. Но настоящий виртуоз своего дела предложит вам следить ещё и за действиями своих ассистентов. Уж тут запутается даже самый искушённый зритель…

Теперь представьте себе, что на цирковой арене одновременно находятся несколько актёров разного жанра, манипулирующих самыми разными предметами:

- Я вижу, я вижу! Вон тот клоун в жёлтой машине прячет сейчас что-то под капот! – восклицаете вы. Но тут же отвлекаетесь на торжественный голос конферансье:
- Такие крупные суммы денег в нашем цирке ещё никогда не исчезали!!! - и вы уже задираете голову, чтобы получше рассмотреть огромный воздушный шар под потолком со странной надписью: «Шенгенская зона». Совершенно не замечая в этот момент, как какой-то скромный атлет в майке «Челси» пытается вытащить со сцены пару алюминиевых гирь...
Но на арене уже появилась клетка с табличкой: «Главный фокусник страны!» и сидящим внутри человеком. А клоун из автомобиля уже гогочет на весь зал:
- Угадайте, угадайте! За какие-такие фокусы его туда посадили???

Вы уже поняли, какая надпись висит на входе в этот балаган? Абсолютно верно - «Россия».

Правда, лет двадцать назад вывеска была другой, но её пришлось сменить. Три огромные буквы «С» были настолько массивны, что уже с трудом держались на проржавевших болтах. На новый крепёж денег не хватило, и их, от греха подальше, сняли. А к букве «Р» сбоку мелом приписали «оссия».

Даже не знаю, подходит ли тут слово «посчастливилось», но я не пропустил ни одного циркового представления с тех времен, когда старая вывеска ещё сияла сусальным золотом. Странно, но лишь недавно я начал понимать, что никаких других номеров, кроме виртуозных выступлений иллюзионистов, в этом цирке никогда не показывали. Да и трюк-то каждый раз был одним и тем же – «фокус с исчезновением». Но за долгие годы тренировок иллюзионисты достигли такого мастерства, что зритель начал принимал их трюки за чистую монету.

Первый раз я увидел «фокус с исчезновением» в 80-х, когда в цирке всё ещё шло представление под названием «Строительство коммунизма». Тому, что его так и не построили, я тогда нисколько не удивился. Однако я до сих пор не могу понять, как и куда имажинаторы спрятали саму идею? Пара несложных манипуляций с превращением "коммунизма" в "развитой социализм" - и зрительный зал вдруг разом забывает про завлекательный текст на афише…

Но одно дело – прятать бумажные афиши с анонсами светлого будущего, и совсем другое - растворять в вечности крупные предметы. Совсем незаметно снять со входа гигантскую вывеску «СССР» фокусникам так и не удалось. Хоть они и старились отвлечь внимание публики всеми доступными средствами - то красноносыми клоунами, игравшими в какую-то «антиалкогольную компанию», то стрельбой по зрителям из бутафорских пушек под дружные крики «августовский путч!», то попытками разжечь костёр из старых афиш.

Мало кто тогда догадался, что истинный трюк происходил в это время за кулисами, куда публику, как известно, не пускают. Его цель состояла в том, чтобы фокусники узаконили своё право на цирковое имущество, придав ему статус «частной собственности». Часть реквизита при этом исчезла бесследно - сценические костюмы с надписями «партноменклатура» и огромный железный сундук с табличкой «партийная касса». Злые языки шептали тогда, что сундук засунули в машину, срочно уезжавшую на какие-то западные гастроли.

Когда основная работа за сценой была завершена, на арене появилась пара клоунов, от души повеселивших народ. Они с таким озабоченным видом приподнимали ковёр в поисках пропавшей вывески, костюмов и сундука, что удержаться от смеха было просто невозможно. Так что после окончания представления публика разошлась вполне умиротворённой…
Недогоревшие афиши засунули в мусорный бак с надписью «КПРФ», а к новой надписи над входом все постепенно привыкли.

Правда, одна накладка всё же произошла. Кто-то придумал заодно со сменой вывески переписать ещё и цирковой туш. Но публика столь упорно продолжала напевать старый, что руководство цирка решило пойти на компромисс: новые слова оставили, а музыку вернули. Было ли это на самом деле накладкой, или всего лишь очередным фокусом, сказать трудно. Главное, что зрители остались довольны.

Новые цирковые представления 90-х были столь зрелищны и интенсивны, что даже опытные фокусники стали от них уставать. Стараясь как-то расслабиться и отдохнуть, они так напивались в буфете, что стали забывать про сценические костюмы, когда выходили в зал.
Вначале публика впала в шок… Никто из зрителей в жизни не ожидал увидеть воровской сходки такого масштаба. В зале наступила гробовая тишина. И лишь несколько дряхлых старичков всё бубнила себе под нос: «ха-ха, говорили же, до семнадцатого года тут село было… а потом бандиты его сожгли… и построили свой балаган… а ведь не верили, что у нас бандиты за главных… ха-ха, теперь-то поймёте…» Но тут под громкий хохот из гримёрки на сцену вытолкнули какого-то пьяного мужика с завязанными глазами и автоматом Калашникова в руках. Заглушая весёлые крики «Промажет! Попадёт!», мужик выпустил по залу несколько очередей - и старички затихли…

Главным реквизитом «фокусов с исчезновением» тех лет стали становиться сами зрители. Открыв рот, они изумлённо озирались вокруг, пытаясь угадать, какой из соседних стульев опустеет следующим. В зале начался такой хаос, что части фокусников пришлось срочно нацепить на себя бордовые клоунские пиджаки, чтобы случайно не «поисчезать» друг друга.

Но на рубеже нынешнего тысячелетия шоу с бандитами и стрельбой и само куда-то внезапно пропало.
Его исчезновению предшествовало отдельное новогоднее представление. На сцену вытащили бухавшего в буфете маэстро, который продемонстрировал свой последний незабываемый трюк. Поздравив страну с наступающим тысячелетием, он внезапно раствориться в воздухе под таинственные слова о каком-то приемнике... и на глазах у изумленной публики вместо него из ниоткуда материализовался никому незнакомый человек (зрители были так поражены этой частью выступления, что ещё долго спрашивали друг у друга: "Ху из? Ху из?"). Немного постояв на сцене, незнакомец произнёс магическое заклинание, начинавшееся со слова "мочить" - и вся развесёлая братва внезапно растворилась в воздухе вслед за стариком-маэстро.

Но фокус есть фокус, а чудес не бывает. Чуть позже выяснилось, что фокусники просто переоделись, и вновь разошлись по своим партийно-чиновничьим кабинетам. На какое-то время бурные публичные представления вышли из моды. Теперь для того, чтобы вдоволь повеселиться, начинающим иллюзионистам всё чаще приходилось летать туда, где их учителя когда-то прятали свою «партийную кассу».
Однажды случился небольшой курьёз. Молодой, но очень талантливый фокусник взял с собой так много ассистенток, что ввёл в замешательство своих западных коллег. Те почему-то испугались, что девушки зарабатывают вовсе не фокусами, а вполне честным древним трудом… Но конфликт был улажен, и всё постепенно забылось.

Время шло, фокусники тихо пилили в своих гримёрках то ли ящики с дамами, то ли что-то ещё… Зрители начинали скучать, и всё чаще ностальгировать то по цирку Великого Застоя, то по балагану Великой Демократии. В какой-то момент всем стало понятно, что надолго лишать публику зрелищ нельзя. Иначе, паче чаяния, она и сама может показать «фокус с исчезновением». А без большого количества ассистентов ни один трюк с превращением нефти и газа в бумажные купюры уже не исполнишь.

Пришлось показывать новые фокусы. Начались они с исчезновения выборов глав городов и регионов, продолжились растворением целых республик в «федеральных округах», и закончились совсем уж грандиозным шоу. Под восторженные аплодисменты зрителей исчез президент. Вернее, не совсем исчез, а раздвоился… Никто до сих пор не может толком понять, где именно он прячется – то ли в летящем по небу истребителе, то ли в батискафе на дне Байкала, то ли в каком-то загадочном «твиттере»…

Пока фокусники разрабатывали свежие трюки, незаметно для них самих произошло одно крупное исчезновение – куда-то пропала экономика страны… Хотя с полной уверенностью нельзя сказать, существовала ли она когда-то вообще, сам факт пропажи был зафиксирован как «экономический кризис». И уже под него фокусники списали исчезновение «стабилизационного фонда».
Когда исчезает нечто большое, то прятать маленькое значительно проще. Под дружные возгласы клоунов «Кризис! Кризис!» у публики стали пропадать такие мелкие предметы, как премии и зарплаты, рабочие места и банковские кредиты, старые ценники на продукты и бензин... Вдоволь нафокусничавшись, артисты обновили свой реквизит, и сам «экономический кризис» исчез так же таинственно, как и появился.

В наше время иллюзионисты стараются как-то разнообразить свою программу. Иногда они показывают незамысловатые трюки типа исчезновения червяка с тарелки тверского губернатора, с последующим превращением его (пока червяка, а не самого губернатора) в тонкий ломтик бекона. Бывают и более сложные фокусы, типа «двойного исчезновения московского мэра вместе с ассистенткой». Жаль только, что публика вряд ли сможет когда-нибудь по-достоинству оценить мастерство самих исчезнувших, ведь в их бывшую гримёрку с надписью «Интеко» посторонних так и не пускают…

Самые модные фокусы нам показывают в ретро-стиле 90-х. Правда, с гораздо более мощными петардами, «травматикой» вместо «калашей» и переодеванием уже не в малиновые пиджаки, а в милицейские мундиры (впрочем, мода столь скоротечна, что и их уже готовятся заменить на полицейские). Не обошлось и без массового предновогоднего представления.

Началось всё со вполне стандартного трюка с исчезновением из чудо-ящика с табличкой «КПЗ» нескольких ассистентов с Кавказа. Но фокус столь не понравился зрителям, что они потребовали вернуть ассистентов в ящик, и даже устроили несколько несанкционированных шоу по этому поводу. Публике быстро напомнили, что самодеятельность в нашем цирке не приветствуется, и за неё можно угодить в клетку с тиграми. Правда, в очередной раз возникла накладка. Наряду с законопослушными зрителями, честно купившими свои билеты, в зал под шумок набежала группа молодых клоунов с флаерами «экстремизм». Кто и зачем их туда пустил, пока не понятно, но шоу пришлось приостанавливать. Публике пообещали упорядочить программу фокусников в милицейских (пока ещё) погонах и обновить репертуар цирка в целом.

Какие «фокусы с исчезновением» ждут нас в будущем? Догадаться об этом достаточно трудно. Пока проанонсирован лишь один фокус - исчезновение шенгенских виз, но вряд ли западные коллеги наших иллюзионистов подготовят для него соответствующий реквизит.
Правда, в марте 2012 нас ждёт одно крупномасштабное шоу, но до него ещё дожить надо...

Да и насмотрелся я что-то уже на весь этот цирк… И всё чаще задумываюсь: «А не исчезнуть ли мне вовремя отсюда самому?»

 

©boriru