Александр РОЗЕНБАУМ: «Все вернется!»

Приняв эстафету Высоцкого, Розенбаум уже не первый десяток лет остается в России самым известным, любимым и подлинно народным поющим поэтом. Но поэт в России, как известно, "больше, чем поэт". Так же и Розенбаум: в новой для него общественно-политической сфере его голос задает ноту столь необходимой сегодня моральной ясности, глубины и принципиальности в отношении самых болезненных проблем. И поскольку еще со времен Венечки Ерофеева арабо-израильский конфликт остается наиболее горячей международной темой, именно это стало главным предметом специального новогоднего интервью "МИГа", проведенного по телефону между Тель-Авивом, с моей стороны, и Москвой-Питером - со стороны разрывающегося между ними Розенбаума.

— Александр Яковлевич, ваше творчество прекрасно знакомо и любимо не только в России, но и среди израильтян - выходцев из бывшего СССР. Менее известны вы как политик. Поэтому мы сегодня беседуем с Александром Розенбаумом в этой его ипостаси. Вы - депутат Госдумы, есаул Донского казачьего войска. Ничего из ваших регалий не упустили?

— Я - еврей. Российский еврей.

— Еврей и есаул. Почти оксюморон. Так уж исторически сложилось, что для евреев "казаки" связаны с погромами и насилием. Чем вас, еврея, так привлекла "казачья" тема и чем вы, еврей, снискали такую признательность в казачьем войске?

— Да, история отношений российского казачества с еврейством знала черные страницы. Но это - дело прошлое. Что было, то быльем поросло. Для меня главное, что на протяжении всей русской истории, и тем более все 70 лет советской власти, казачество было символом свободолюбия. Не случайно большевистский тоталитаризм видел в казаках одного из главных врагов и жестоко расправлялся с ними. Так что в последние десятилетия исторические судьбы еврейства и казачества во многом совпали. Кстати, в последние годы существования СССР, когда стала возрождаться еврейская община и ее организации, именно казаки охраняли ее от новоявленных погромщиков - первые съезды и мероприятия еврейской общины.

— Каким вам, как депутату Российской Госдумы, видятся перспективы существования еврейской общины в России, да и есть ли еще она?

— Судя по количеству организаций, ее представляющих, община, безусловно, есть. А перспективы: в современной России нет ограничений свободы передвижения. Евреи, делающие свой выбор в пользу Израиля, могут свободно этот выбор реализовать. Другие, не желающие обрубать корни, привязывающие их к родному дому, к стране, в которой они росли и формировались, тоже не ограничены в возможности жить полноценной еврейской жизнью. Так что на истории российского еврейства рано ставить крест - вы уж простите мне это не совсем еврейское выражение.

— И это несмотря на то что депутаты Госдумы обращаются в Генпрокуратуру с петициями о запрете деятельности названных вами организаций?

— Еще Вяземский сказал, что главные беды России - дураки и дороги. И если от второй напасти есть надежда избавиться, то от первой - вряд ли. Антисемитизм существовал и существует, как в России, так и во всех остальных странах. Беда не в пустых головах, забивающих вакуум мысли юдофобской ахинеей. Они были и будут всегда, и мы, евреи, научились жить рядом с ними в любой стране. Беда наступает тогда, когда эти пустые головы начинает забривать, то есть рекрутировать, власть. Нынешняя российская власть этим путем, слава Богу, не идет. Я не верю, что она им пойдет в обозримом будущем.

— Вы знаете о последних заявлениях президента Ирана: о том, в частности, что надо стереть Израиль с карты мира? Россия между тем способствует оснащению Ирана ядерными технологиями.

— Я недостаточно компетентен, чтобы обсуждать мотивы российского руководства, заставляющее его продолжать такую форму сотрудничества с Ираном. Но думаю, что в свете последних заявлений президента этой страны в Москве будут сделаны соответствующие выводы. Я знаю, что мой друг Авигдор Либерман - политик, которого я очень уважаю - обратился к нашему президенту с письмом, содержащим призыв пересмотреть политику России в этом направлении. Надеюсь, это обращение, да еще и подкрепленное подписями тысяч израильтян - бывших граждан СССР, внесет свою лепту в разрешение этого вопроса.
Вообще я считаю, что Израиль обязан стать центром могучей оси США - Россия. Только эта ось может остановить варварство джихадизма. Вторую мировую русские и американцы выиграли благодаря стратегическому партнерству, кульминацией которого стала встреча на Эльбе. Перелом в идущей сейчас Третьей мировой принесет встреча в Иерусалиме. Если США и Россия станут по-настоящему союзниками в борьбе с террором, то вместе они решат любые проблемы - в том числе иранскую. Но для этого надо отказаться от наследия холодной войны. В частности, Америке пора учитывать интересы России и компенсировать ей экономические жертвы, на которые ей придется пойти ради общей победы. Тем более что США на эти жертвы не идут. Израиль может стать не просто посредником между США и Россией, но дать этому союзу настоящий высокий дух братства, основанного на общих ценностях Библии. И роль русскоязычной общины в этом процессе может стать ключевой.

— К слову, о русскоязычной общине Израиля. Как вы оцениваете ее политический статус в Израиле: ее возможности и перспективы?

— Я знаком с историей сионизма и горжусь тем, что это великое чудо и свершение библейских пророчеств - восстановление Государства Израиль после двух тысяч лет изгнания - было осуществлено в решающей степени благодаря вкладу российских евреев. Владимир Жаботинский (которого я ценю еще и как выдающегося поэта), Бен-Гурион, Менахем Бегин, в конце концов Ариэль Шарон, который блистательно побеждал в прежних войнах Израиля, - все они имеют российские корни. И русские евреи еще сыграют великую роль в истории Израиля. Сегодня самый яркий лидер "русской" общины, упомянутый мной Ивет Либерман, по духу и по делу - настоящий продолжатель дела Жаботинского, Бегина, да и "раннего" Шарона. С таким лидером, я думаю, "русская" община пробьет "стеклянный потолок", который, как я знаю ограничивает продвижение талантливых русских евреев в израильскую элиту, и сможет опять сделать Израиль сильным, независимым и передовым.

— Вы знакомы с планом Либермана о "разделении народов"? Вы согласны с ним?

— Я с огромным интересом прочел его недавно вышедшую на русском книгу "Ничего, кроме правды". У Либермана стратегическое мышление, железная логика и верность принципам. Как сказал о нем Александр Бовин, "Либерман - это единственный израильский политик, с которым я бы пошел в разведку". Что касается разделения: Я с уважением отношусь к исламу, люблю суфийскую поэзию, однако на этом историческом этапе радикальный ислам несовместим с гражданским равноправием немусульман. Поэтому, боюсь, разделение по разные стороны границ Израиля исламского и неисламского населения - единственный путь. Но враги Израиля должны помнить, что будет с теми, кто придет к ним с мечом... Железную стену Жаботинского, в качестве которой у вас сейчас строится разделительный забор, ведь можно передвинуть и подальше на восток. Как поется у меня в одной песне: "Все вернется!"

— Раз уже мы заговорили о песнях, грех не спросить вас о вашем новом альбоме: он вышел всего две недели назад, называется "Я вижу свет". Чем отличается этот альбом от предыдущих двадцати четырех альбомов Розенбаума?

— На пятьдесят пятом году жизни я вышел наконец на свою собственную аранжировку. В записи альбома принимал участие Детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга. Действительно, это мой двадцать пятый альбом, но только в первый раз все звучит именно так, как мне хочется. Это по звуку не четвертый "Пинк флойд", не пятый Саульский, не шестой "Битлз", а первый Розенбаум. По лирике это альбом очень личный, хотя, конечно, и общечеловеческий - как всегда. Он посвящен памяти моего покойного младшего брата, Владимира. Он умер этим летом. Мы оба учились в медицинском институте, но Володя, в отличие от меня, всю жизнь проработал только врачом. Но вообще о песнях нужно не говорить - их нужно слушать. Думаю, скоро альбом появится в продаже в Израиле.

— Как вы делите время между Москвой и Питером?

— Разрываюсь, конечно. Живу в поездах, в самолетах - такова моя жизнь, я сам ее выбрал. Я так живу двадцать пять лет и по-другому жить не собираюсь.

— Когда вы в следующий раз приедете на гастроли в Израиль?

— Надеюсь, что следующей осенью.
 

alt

 
— У вас гастроли в Израиле, публика в Израиле вызывают какие-то особые эмоции?

— Я люблю и уважаю любую публику. В Израиле живет огромное количество моих бывших соотечественников, и выступать перед ним - всегда большое удовольствие. И сам Израиль, конечно, имеет для меня более весомое значение, чем любая зарубежная страна. Это естественно, поскольку я - еврей. Если б я был российским армянином, для меня бы особым городом был замечательный город Ереван. Я абсолютно российский человек, но так как Иерусалим - столица еврейского государства, то, естественно, она в особенности, а другие города Израиля - в целом, рождают у меня особые чувства.

— Что бы вы хотели пожелать в наступившем 2006 году своим бывшим соотечественникам в Израиле?

— Вот этого самого: веры в то, что Господь защитит Израиль. Все будет хорошо, ребята! Все вернется!

Комментарии 1

Volkonnen
Volkonnen от 18 февраля 2006 17:15
wassat Админ, а можно смайликов добавить?