Должна ли у здоровой нации быть больная совесть?
На первый взгляд – не должна. И на второй. И на третий - тоже. У здоровой нации все должно быть здоровым. Армия, авиация, флот и совесть. А вот у больной – совсем другое дело. Классический пример являет собой самодержавная – я имею в виду, царская - Россия. По всем критериям явно неблагополучное общество. И совесть у него была больная.
В разное время она называлась по разному. То Николаем Алексеевичем Некрасовым, то Александром Ивановичем Герценом, то Федором Михайловичем Достоевским... Одно время она жила в Ясной Поляне под Тулой и откликалась на Льва Николаевича. Казалось бы, захолустье, но голос совести гремел на всю Россию. А то оборачивалась доктором Чеховым, носила пенсне, говорила тихо, а было слышно.
Характерно, что миссию совести несли в основном писатели. Как человек пишущий – так обязательно больная совесть. И литература была великой, до сих пор читаем, экранизируем. Причем экранизируют люди, как обладающие индивидуальной совестью, так и люди с полным ее отсутствием. Но это так, отступление в сторону... А если двигаться дальше по столбовой дорог российской истории, то голос совести по мере движения звучит все глуше и глуше и, наконец, когда-то совсем замирает. Правда, в один какой-то момент на амплуа больной совести претендовал Алексей Максимович Горький, но его быстро заставили заткнуться с помощью особняка, дачи, гонораров и других привилегий. И довольно продолжительное время нация вполне обходилась без совести. А зачем она и нужна, когда за штурвалом государства стоит такой лидер, как Иосиф Виссарионович! Он тебе и вождь всех народов. И лучший друг всех физкультурников. И отец родной. А совесть – это для гнилых интеллигентов.
Жили мы жили без совести и вдруг – ба! - да оказывается, она у нас есть! И кто же?.. Родная коммунистическая партия. Ум, честь и совесть нашей эпохи. Ни дать, ни взять – святая троица. Нагрузка даже на столь могущественную партию прямо-таки непосильная. Мало того, что нужно являться совестью, так еще изволь быть умом и честью. Тут недолго какой-то из причиндалов потерять. Хорошо - если честь или совесть, ну, и Бог с ними, а что если ум? Без ума – какая же это партия, какой же этой передовой авангард?!
С ролью совести партия явно не справлялась и тогда ее опять перехватили писатели, вернее, один писатель – Александр Исаевич Солженицын. Потом сюжет вообще интересно начал разворачиваться - Россия там же, где и была, а ее больная совесть в Вермонте. Сейчас это уже не кажется парадоксом, держим же мы свой стабилизационный фонд в Америке – и ничего, а вот тогда...
Интересно, что после возвращения Александра Исаевича на родину голос совести стал давать «петуха». «Двести лет вместе» и «Как нам обустроить Россию» - явно фальшивые ноты в его творчестве. Но это не так уж важно. Важно то, что на эту вакансию кто-то всегда находился. Сахаров, Лихачев. Говорили тихо, чем напоминали Антона Павловича. Царствие им небесное. Как они там?..
Наверное, мы очень здоровое общество сейчас, раз у нас нет больной совести. А что касается отдельных эксцессов – так это же отдельные эксцессы. Возможно, их еще не накопилось достаточное количество, чтобы совесть заговорила. Но я верю, что если что… Возможно, нашей больной совести всего несколько дней отроду и ее только что вынесли из роддома, возможно, она мальчик, а возможно, девочка, и только лет через двадцать-тридцать мы услышим ее и узнаем, как ее зовут.
В разное время она называлась по разному. То Николаем Алексеевичем Некрасовым, то Александром Ивановичем Герценом, то Федором Михайловичем Достоевским... Одно время она жила в Ясной Поляне под Тулой и откликалась на Льва Николаевича. Казалось бы, захолустье, но голос совести гремел на всю Россию. А то оборачивалась доктором Чеховым, носила пенсне, говорила тихо, а было слышно.
Характерно, что миссию совести несли в основном писатели. Как человек пишущий – так обязательно больная совесть. И литература была великой, до сих пор читаем, экранизируем. Причем экранизируют люди, как обладающие индивидуальной совестью, так и люди с полным ее отсутствием. Но это так, отступление в сторону... А если двигаться дальше по столбовой дорог российской истории, то голос совести по мере движения звучит все глуше и глуше и, наконец, когда-то совсем замирает. Правда, в один какой-то момент на амплуа больной совести претендовал Алексей Максимович Горький, но его быстро заставили заткнуться с помощью особняка, дачи, гонораров и других привилегий. И довольно продолжительное время нация вполне обходилась без совести. А зачем она и нужна, когда за штурвалом государства стоит такой лидер, как Иосиф Виссарионович! Он тебе и вождь всех народов. И лучший друг всех физкультурников. И отец родной. А совесть – это для гнилых интеллигентов.
Жили мы жили без совести и вдруг – ба! - да оказывается, она у нас есть! И кто же?.. Родная коммунистическая партия. Ум, честь и совесть нашей эпохи. Ни дать, ни взять – святая троица. Нагрузка даже на столь могущественную партию прямо-таки непосильная. Мало того, что нужно являться совестью, так еще изволь быть умом и честью. Тут недолго какой-то из причиндалов потерять. Хорошо - если честь или совесть, ну, и Бог с ними, а что если ум? Без ума – какая же это партия, какой же этой передовой авангард?!
С ролью совести партия явно не справлялась и тогда ее опять перехватили писатели, вернее, один писатель – Александр Исаевич Солженицын. Потом сюжет вообще интересно начал разворачиваться - Россия там же, где и была, а ее больная совесть в Вермонте. Сейчас это уже не кажется парадоксом, держим же мы свой стабилизационный фонд в Америке – и ничего, а вот тогда...
Интересно, что после возвращения Александра Исаевича на родину голос совести стал давать «петуха». «Двести лет вместе» и «Как нам обустроить Россию» - явно фальшивые ноты в его творчестве. Но это не так уж важно. Важно то, что на эту вакансию кто-то всегда находился. Сахаров, Лихачев. Говорили тихо, чем напоминали Антона Павловича. Царствие им небесное. Как они там?..
Наверное, мы очень здоровое общество сейчас, раз у нас нет больной совести. А что касается отдельных эксцессов – так это же отдельные эксцессы. Возможно, их еще не накопилось достаточное количество, чтобы совесть заговорила. Но я верю, что если что… Возможно, нашей больной совести всего несколько дней отроду и ее только что вынесли из роддома, возможно, она мальчик, а возможно, девочка, и только лет через двадцать-тридцать мы услышим ее и узнаем, как ее зовут.
(с) Л. Новоженов