Песня о Родине
Чего-то вдруг вспомнил.
Это было в начале 80-х годов прошедшего столетия. Я шел по дачному поселку от станции, нагруженный огромным рюкзаком с продуктами. Была пятница, вечер. По бокам улицы тянулись две поросшие лопухом и крапивой сточные канавы. Время от времени растительность начинала шевелиться и из-под нее ненадолго выныривала голова того или иного обитателя здешних мест, обретшего там заслуженный покой после напряженнейшей трудовой недели.
В какой-то момент из-под придорожных лопухов на манер Лохнесского
чудища во весь рост поднялась колеблемая слабым ветерком фигура.
Повертев головой окрест себя, фигура остановила свой взор на моей
скромной персоне и сказала почти что сердечно: "Здорово, мудила!"
Ответа на свое самобытное приветствие мужик дожидаться не стал, а
вместо этого счел необходимым осведомиться: "Где, блядь, твоя родина?"
Ну, типа where are you from, только чуть более жестко.
Ответа на свой вопрос он опять же не дождался, ибо тут же снова
погрузился в пучину бурной, хотя и не слишком разнообразной
подмосковной флоры.
Да и что я мог ему ответить? На приветствие его ничего кроме как "сам
мудила" я в предложенных обстоятельствах придумать бы просто не успел.
А это, согласитесь, не было бы непревзойденным образцом искрометного
остроумия. А на столь неожиданный в данном пространственно-временном
контексте вопрос тоже ответить было бы особенно нечего, разве что
подобрать самую нехитрую рифму к слову "где" или, в лучшем случае, -
"да уж не в канаве с пыльными лопухами".
Хотя – кто знает?
Об истории вопроса говорить уже совсем неинтересно: она - для меня по
крайней мере - давно ясна. А вот география вопроса все еще любопытна,
потому что вопрос "где она, эта самая родина" не вполне решен.
Я вообще-то это слово употребляю крайне редко. Имея печальный опыт
насильственного советского патриотизма, я привык понимать слово
"Родина" скорее в контексте одноименной песни композитора Серафима
Туликова на слова не помню, чьи, да и какая разница.
Есть вполне вроде бы нейтральное слово "страна". Но и по этому поводу
горят болезненные страсти. Ибо наши хронические патриоты, постоянно
возбужденные и постоянно одержимые характерной мнительностью, придумали
такой особый тест на лояльность. При начале всякого разговора на
общественные, политические или культурные темы они любят спрашивать
пароль: "Ну-ка быстро отвечай: "НАША страна" или "ЭТА страна"? Горе
тому, кто ошибется. То есть это они так думают. Я же думаю так, что
страна безусловно "наша", по крайней мере "моя", потому что она
действительно моя, что подтверждено и биографически, и документально. И
она, разумеется, "эта", уже хотя бы потому, что она именно эта, а не
какая-нибудь другая. Никто не лишит меня права употреблять оба
обозначения не в угоду той или иной абсурдной конъюнктуре, а в
соответствии с той или иной стилистической задачей.
Родина, как известно, бывает большая и малая. И они находятся друг с
другом в странных, не вполне проясненных отношениях. Помните, какой
нервический смех аудитории вызывала двусмысленная фраза из
позднесоветского кинофильма "Гараж" про продажу родины? Реакция там
возникала из-за мгновенного переключения регистра с высокого на низкое.
Под высоким, разумеется, подразумевалось понятие Родины как величавого,
строгого, но справедливого государства, а от словосочетания "продать
Родину", применяемого обычно к диссидентам или просто съехавшим
куда-нибудь на пээмже, веяло отчетливым ледяным ветерком.
Каламбур строился на том, что речь-то, оказывается, шла всего лишь о
малой родине, в факте продажи которой, причем продажи в буквальном,
товарно-денежном смысле, нет ничего особо предосудительного. Что такое
"малая родина"? А это всего лишь то, с чего, в соответствии с известной
песней, начинается "большая". В общем, так, ерунда - картинка в твоем
букваре, тощенький ручеек, с которого начинается великая река.
Большую Родину было предписано любить в ущерб родине малой, потому что,
как пелось в другой песне, "мой адрес не дом и не улица", а сразу весь
Советский Союз. Но какое, хотя бы даже и самое щедрое сердце способно
вместить в себя такую огромную страну с ее лесами, морями, полями,
заводами, фабриками, силосными башнями, всесоюзными здравницами,
мясокомбинатами, горкомами партии, речными излучинами и комсомольскими
стройками, гидроэлектростанциями и районными вытрезвителями,
погранзаставами и индустриальными гигантами, кладбищами и театрами,
городами-героями и пивными ларьками, горными вершинами и
исправительными колониями, заливными лугами и приемными пунктами
стеклотары, дворцами культуры и оленьими стадами!
Самое механистическое понимание родины – это понимание ее в рамках
государственных границ. То есть родина – это то пространство, где все
милиционеры одеты одинаково. Для многих так и есть. Но различие между
родиной и государством примерно такое же, как между буквой и звуком.
Буква формальна и одинакова для всех. Звук - живой. И каждый произносит
его не совсем так же, как другой, да и сам произносит его не всякий раз
одинаково.
Можно сказать, что родина – это то место, где ты ощущаешь себя своим.
Или так: это место, куда тебе непременно хочется вернуться, где бы ты
ни был. И эти места для всех разные. Для кого-то отечество – это
огромная страна, для кого-то - родительский дом, для кого-то – так
называемая историческая родина, то есть те места, где жили их далекие
или близкие предки, для кого-то – целый мир. А вот для одного
невыездного российского подданного целый мир был чужбиной, а отечеством
ему было лишь Царское Село. Кто прав? Все правы.
Существует распространенное мнение, что родина там, где тебе хорошо. И
это так. Но и не так. Родина там, где нам и лучше всего, и хуже всего.
Там, где нас любят и передают заветные записочки, но и там, где нам
ставят двойки, а нас – в угол. Все это родина. Родина - это то, от чего
невозможно отделаться, даже если очень хочется. Откуда невозможно
удрать, куда бы ты ни удрал.
Она, конечно же, и там, на той дороге, вдоль которой тянутся заросшие
сорняками канавы, откуда время от времени вылезает пьяное чудовище,
чтобы ласково назвать тебя мудилой и огорошить тебя внезапным
сакраментальным вопросом, ответ на который ты ищешь и не можешь найти.