Американская политкорректность
Сказать нынче в Америке, что вот шли три парня, два голубоглазых, а один с глазами карими, – это нормально. Но сказать, что шли два белых, а один негр, или два здоровых, а один инвалид на протезе, или два нормального сложения, а один толстяк – это, вроде, не политкорректно. Ибо говорящий акцентируется на некоем «дефекте», подчеркивая отличие его носителя от остальных граждан.
Вспоминаю в связи с этим наши детские компании. Я во дворе тёрся не очень активно, больше книжки дома читал или мотался по кружкам и секциям, которых было великое множество во Дворце пионеров и ДОСААФе. Но когда случалось попасть на побывку к бабушке с дедушкой, то на улицу хаживал и с окрестной пацанвой общался…
Это была территория частной застройки в южном городе. Мы ходили на заросшую травой малопроезжую «кировку» (поперечную улицу им. Кирова) пинать мячик или гоняться за бабочками, размахивая сплетенными в пучок карагачовыми ветками. У меня в этой компании было прозвище «Толстый». Я предпочел бы, конечно, чтобы звали меня «Эрудит» или, скажем, «Храбрец», но, вероятно, эти качества моей натуры были мальчишкам не столь заметны, как плотность сложения и румяные щёки.
У одного из пацанов была кличка «Палёный» из-за некрасивого шрама на щеке, получившегося от соприкосновения в младенчестве с горячим утюгом. Серёжку Калинина завали «Глист», поскольку он был длинный и очень худой. Ещё у нас был «Гиви», грузинский мальчик, имя которого вообще-то было, кажется, Автандил. И был татарин «Бутылкин». Его дед ездил по частному сектору на тележке, запряженной ишаком, кричал «Бути-и-ль-ка!» и принимал у населения пустую стеклотару.
Как я понимаю, все эти прозвища с точки зрения современной западной политкорректности были совершенно неправильными. Случалось, что при раздорах выкрикивались они и с оскорбительной интонацией. Но никто надолго не обижался, не зацикливался на корректности или некорректности прозвищ. Нам и в голову не приходило не называть грузина грузином, а татарина татарином. Просто никто не считал приятелей хуже себя – толстого и худого, тех, кто иной национальности или с дефектом внешности.
Ещё лет 70-80 назад в США негру не разрешали с белым даже на одной садовой скамейке сидеть. А сейчас там делают вид, что ментальность всего населения страны живенько изменилась на 180 градусов. Так не бывает. Когда они негра перестали называть негром, это, полагаю, лишь иное выражение всё того же пренебрежения белых людей к людям чёрным. Как считали чернокожего «дефектным», так и считают. Но проявление этого трансформировалось в извращенную форму. Как и в отношении к хромым, толстым, представителям секс-меньшинств и т.п.
Мне кажется, нынешняя демонстративная политкорректность в США – просто косметика и лукавство. Ведь если бы черный цвет кожи или наличие протеза действительно воспринимались американцами столь же безразлично, как карие глаза, то и говорить об этом можно было бы столь же спокойно. Разве не так?