Скука - увлечение неярких личностей
Для того, кто одарён выдающимся умом и возвышенным характером, большинство излюбленных удовольствий - излишни, даже более того - обременительны.
Для нашего счастья то, что мы такое, - наша личность - является первым и важнейшим условием уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам двух категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас... Одно лишь всемогущее время властвует и здесь.
Ничто не спасает от скуки так, как внутреннее богатство - богатство ума, богатство духа: чем выше дух, тем меньше места останется для скуки. Нескончаемый поток мысли, их вечно новая игра по поводу разнообразных явлений внутреннего и внешнего мира, способность, стремление к всё новым и новым комбинациям их - все это делает одарённого умом человека неподдающимся скуке. Чем больше больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне. Духовно пустой человек часто боится одиночество, ибо в одиночестве он видит своё внутреннее содержание. Средний человек озабочен как бы ему убить время; талантливый стремится его использовать.
Судить о человеке можно по тому как он проводит свой досуг. Досуг является венцом человеческого существования, так как в нём человек становиться обладателем своего собственного "Я". Счастливы те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное. Большинство же в эти часы обнаруживают ни на что не способный субъект, отчаянно скучающий и тяготящийся самим собой.
Человек с избытком духовных сил живёт богатой мыслями жизнью, сплошь оживлённой и полной значения... Импульс из все дают ему явления природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творения выдающихся людей всех эпох и стран. Собственно, только он и может наслаждаться ими, лишь для него понятны эти творения и их ценность. Именно для него живут великие люди, к нему лишь они обращаются, тогда как остальные в качестве случайных слушателей способны усвоить разве какие-нибудь ключики их мыслей. У умного человека имеется лишь одна потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять...
Слава есть, бесспорно, нечто производное - эхо, отражение, тень, симптом заслуг, а так как во всяком случае объект ценнее самого восторга, то, следовательно, источник славы заключается не в славе, а в том, чем она добыта, т.е. в заслугах. Лучшим, чем может быть человек, он должен быть для самого себя; как это отразиться в головах других, чем он окажется в их мнении - это не важно и должно представлять для него второстепенный интерес. Поэтому тот, кто только заслужил, хотя и не приобрёл славы, обладает главным, и это должно утешить его в отсутствии того, что не важно. Человек достоин зависти не за то, что нерассудительная, часто одурачена толпа считает его великим, а за то, что он действительно велик; не в том счастье, что его имя дойдёт до потомков, а в том, что он высказывал мысли, достойные того, чтобы их хранили и о них раздумывали столетиями.
Для нашего счастья то, что мы такое, - наша личность - является первым и важнейшим условием уже потому, что сохраняется всегда и при всех обстоятельствах; к тому же она, в противоположность благам двух категорий, не зависит от превратностей судьбы и не может быть отнята у нас... Одно лишь всемогущее время властвует и здесь.
Ничто не спасает от скуки так, как внутреннее богатство - богатство ума, богатство духа: чем выше дух, тем меньше места останется для скуки. Нескончаемый поток мысли, их вечно новая игра по поводу разнообразных явлений внутреннего и внешнего мира, способность, стремление к всё новым и новым комбинациям их - все это делает одарённого умом человека неподдающимся скуке. Чем больше больше человек имеет в себе, тем меньше ему требуется извне. Духовно пустой человек часто боится одиночество, ибо в одиночестве он видит своё внутреннее содержание. Средний человек озабочен как бы ему убить время; талантливый стремится его использовать.
Судить о человеке можно по тому как он проводит свой досуг. Досуг является венцом человеческого существования, так как в нём человек становиться обладателем своего собственного "Я". Счастливы те, кто в период досуга находят в себе что-то ценное. Большинство же в эти часы обнаруживают ни на что не способный субъект, отчаянно скучающий и тяготящийся самим собой.
Человек с избытком духовных сил живёт богатой мыслями жизнью, сплошь оживлённой и полной значения... Импульс из все дают ему явления природы и зрелище человеческой жизни, а также разнообразнейшие творения выдающихся людей всех эпох и стран. Собственно, только он и может наслаждаться ими, лишь для него понятны эти творения и их ценность. Именно для него живут великие люди, к нему лишь они обращаются, тогда как остальные в качестве случайных слушателей способны усвоить разве какие-нибудь ключики их мыслей. У умного человека имеется лишь одна потребность учиться, видеть, образовываться, размышлять...
Слава есть, бесспорно, нечто производное - эхо, отражение, тень, симптом заслуг, а так как во всяком случае объект ценнее самого восторга, то, следовательно, источник славы заключается не в славе, а в том, чем она добыта, т.е. в заслугах. Лучшим, чем может быть человек, он должен быть для самого себя; как это отразиться в головах других, чем он окажется в их мнении - это не важно и должно представлять для него второстепенный интерес. Поэтому тот, кто только заслужил, хотя и не приобрёл славы, обладает главным, и это должно утешить его в отсутствии того, что не важно. Человек достоин зависти не за то, что нерассудительная, часто одурачена толпа считает его великим, а за то, что он действительно велик; не в том счастье, что его имя дойдёт до потомков, а в том, что он высказывал мысли, достойные того, чтобы их хранили и о них раздумывали столетиями.