Апология имитации

Российское общество живет в системе политических норм, реально следовать которым оно не может. Но оно чувствует потребность и даже необходимость имитировать соблюдение этих норм.

Вся современная российская политическая жизнь построена на имитации. В 2008 году мы будем имитировать выборы президента. Мы не знаем, кто им станет, но одно знаем точно: на кого нам Путин укажет, того и выберем. Более того – будем его любить (а что еще остается делать?). У нас имитируется все – выборы, правосудие, партии и их борьба, тендеры, проверки качества вина, работа санинспекции и т.д. и т.п. Если дать волю раздражению, можно говорить о «чудовищной системе всеобщей лжи». Но давать волю раздражению не надо.

Прежде всего попытаемся понять: откуда эта система всеобщей имитации?

В плену культуры

Имитация возникает тогда, когда ты не следуешь норме, которую признаешь. Если выборы подтасовываются, значит, выборы – норма. Если имитируется борьба партий, значит, признается, что борьба партий – норма, и т.д. «Тотальная» система имитации норм правового демократического общества означает «тотальное» же принятие этих норм. Принятие не означает любви к этим нормам и глубокой внутренней потребности следовать им. Оно просто означает, что других норм нет.

Мы живем в системе норм, которые противоречат нашим привычкам, нашей психологии, норм, с которыми нам «неудобно», реально следовать которым мы не можем. На рубеже 80–90-х годов прошлого века мы попробовали, и у нас не получилось. И дело именно в нас, то есть в обществе в целом, а не в том, что нам попадаются плохие правители, которые вместо того, чтобы «развивать гражданское общество», строят «властные вертикали». И Ельцин, и затем Путин шли по пути, указанному обществом, пути последовательной замены норм, по которым общество жить просто не может, их имитацией. И если бы на их месте оказался кто-то из страстных демократов, он или был бы вынужден идти по примерно такому же пути, или бы его убрали за то, что он вверг страну в хаос и жизнь при нем стала невыносимой.

Но почему же общество не может отбросить нормы, которым оно не следует и даже не может следовать? Откуда вообще взялись эти нормы? Почему на вопрос о преемнике Путин не может ответить «на кого покажу, тот и будет», а обязательно скажет «кого выберет народ»? Почему Ходорковского нельзя просто взять и посадить, а имущество отобрать, ибо «такова воля государя, он впал в немилость», а обязательно надо судить? Система имитации очень сложная, очень дорогостоящая. Почему нельзя ее отбросить?

Нормы, которые мы принимаем, хотя им и не следуем, – не наши. Нет у нашего общества глубокой внутренней потребности в разделении властей. Нет даже особой потребности в альтернативных выборах. Это общие нормы современной культуры. Такие нормы всегда возникают в передовых странах и (или) в высших стратах общества. Но становятся нормами для всех. Ты можешь ненавидеть эти страны и эти страты, но, как бы ты их ни ненавидел, их нормы признаешь и, если не можешь им следовать, вынужден их имитировать. Пугачев вешал дворян, но именовал себя императором, а своих сподвижников – графами и фельдмаршалами. Саддам Хусейн ненавидел Запад, но называл себя вполне по-западному – президентом – и имел свой парламент и свою Конституцию. Конечно, можно сказать, что и Пугачев, и Хусейн лгали. Но все-таки слово «ложь» тут не совсем подходит. Это скорее обязательный «язык», заданный культурой. И хотя он совершенно не адекватен для выражения твоей реальности, другого у тебя просто нет. У общества может не быть потребности следовать этим нормам, но есть потребность и даже необходимость их имитировать.

Ответы без вопросов

Раньше царя можно было убить, можно было даже выдать себя за царя, но нельзя было вообще обойтись без царя, и нельзя было провозгласить себя царем, не принадлежа к царскому роду. Это просто «не приходило в голову». Так же в наше время можно подтасовать результаты выборов, можно даже сделать вообще выборы с одним кандидатом (хотя это уже на грани допустимого), но вообще без выборов обойтись нельзя. Это тоже никому «не приходит в голову». А в постсоветской России, похоже, уже нельзя обойтись и без хотя бы внешне альтернативных выборов.

Имитация правовых демократических форм – не только наша особенность. Они имитируются в десятках стран, неспособных жить в соответствии с нормами современной культуры, но вынужденных использовать язык этой культуры. Равным образом это не особенность только нашей постсоветской истории.

В советскую эпоху имитация демократии имела ограниченное значение, ибо у нас была своя целостная идеология, объясняющая правильность нашей имитации, говорившая, что это и есть истинная демократия, а западная система – это, наоборот, «буржуазная» псевдодемократия. Но даже эта мощная идейная система в своих обличениях западной демократии использовала тот же, единый для современной культуры язык. Она все равно говорила о демократии, свободе, воле народа и т.д. И относительная слабость данной идеологии, признание (пусть подавленное, убранное с верхних слоев сознания годами «политучебы» и заслоненное томами произведений «классиков марксизма») превосходства и обязательности «буржуазно-демократических» норм проявлялись в том, что эти нормы все равно имитировались.

Сейчас выборы все-таки что-то значат. На местном уровне вообще возможны неожиданности. При выборах президента результат ясен, но сколько голосов получит Зюганов – 10% или 20, отчасти зависит и от него и имеет какое-то значение. При советской власти выборы были полностью безальтернативны. Но обойтись без них не могли. Для чего были нужны абсолютно безальтернативные советские выборы с абсолютно предрешенным результатом? Для чего Сталину нужна была Конституция, где прописаны все демократические нормы? Для обмана народа? Для обмана Запада? Но это слишком простые и примитивные ответы. Это ответы на вопросы, которые просто никем не задавались. И я думаю, что, если бы спросить Сталина или Брежнева, для чего нужна Конституция, они бы просто не поняли вопроса и совершенно честно ответили что-то вроде: «Как же можно без Конституции, ведь это Основной закон». «Как же можно без царя, ведь он помазанник». Над нормой не рефлексируют, она просто принимается. «Нельзя без Конституции» – и все тут. И без выборов нельзя.

Норма создает обязательный, единственно возможный «язык». И если он не адекватен твоему содержанию, если он выработан для выражения совсем другого содержания, ты вынужден «запихивать» свое содержание в неадекватную для него форму. Но если другого языка у тебя нет, он начинает формировать тебя, твое мировосприятие. Ты перестаешь различать содержание и форму выражения, и постепенно форма начинает определять содержание.

Прогресс поневоле

Имитация – не только средство обмана и самообмана. Это еще и средство обучения и усвоения. Советская власть заставляла людей ходить на абсолютно фиктивные выборы. И в народе возникло глубокое убеждение, что без выборов нельзя. Люди придавали громадное значение тому, что они голосуют. Они могли взбунтоваться и заявить, что если, например, власть не проведет в их поселок, как обещала, воду, то они голосовать не пойдут. И это вызывало у власти панику. И воду даже могли провести. Хотя ничего от того, придут люди голосовать или нет, не менялось. Ссылки на Конституцию были постоянны: «Что вы мне рот затыкаете, у нас в Конституции сказано про свободу слова». И здесь не было хитрых обманщиков и обманутых дураков. Это была единая система норм, одинаково принимавшихся членами Политбюро и рядовыми колхозниками, единый «советский язык».

И к концу советской власти стало ясно, что форма оказалась сильнее содержания. Содержание – социализм, КПСС, СССР, – как выяснилось, могло быть отброшено, но пустая форма Конституции, которая служила лишь прикрытием реальных механизмов власти, оказалась большей реальностью, чем сами эти механизмы. То, что когда-то казалось не имеющим почти никакого значения, например границы между республиками СССР, оказалось самым важным. Пустая конституционная форма победила содержание.

Мы не смогли в 1991 году претворить конституционализм в жизнь. Но мы все-таки поднялись на следующую ступень. Если советские люди уже не могли жить совсем без выборов, но могли (до определенного времени) совершенно без смеха и негодования воспринимать выборы с одним кандидатом от «блока коммунистов и беспартийных», то постсоветские люди уже восприняли необходимость многопартийности и альтернативности. Они еще не могут претворить эту альтернативность в реальность, но и совсем без нее уже не могут. И имитируются сейчас не просто выборы, а именно альтернативные выборы.

Если при советской власти перед каждыми выборами в Верховный Совет проделывалась громадная и вроде бы совершенно никому не нужная работа – составлялись списки избирателей, по квартирам ходили агитаторы, в ходе выборов на избирательных участках выступали артисты и продавалась дефицитная колбаса, – то теперь сделан следующий шаг. Понятно, что власть стремится к управляемости. Но когда управляемость грозит стать полной «безальтернативностью», это власть пугает. Теперь власти нужно что-то невозможное – «управляемая альтернативность». При каждых выборах власть судорожно начинает организовывать оппозицию, срочно создаются партии – «Либеральная Россия», «Родина», «Справедливая Россия» и т.д. На всяких секретных совещаниях обсуждается вопрос, пустить или не пустить в Думу СПС, и т.д. и т.п. По сравнению с наивной и простодушной советской имитацией демократии это трудная, требующая колоссальных ресурсов (в том числе и интеллектуальных) работа.

И опять-таки, как и при советской власти, через имитацию происходит усвоение, интернализация демократических норм. И пустые, вроде бы служащие лишь прикрытием формы приобретают устойчивость и даже некоторую реальность. Ясно, что создание «Справедливой России» – кремлевский имитационный проект. Но «Справедливая Россия» совершенно всерьез и с ожесточением стала бороться с «Единой Россией». И в этой борьбе она использует единственно возможный демократический язык. Она борется с фальсификациями и «административным ресурсом». И, похоже, в результате выборы даже стали чуть более «прозрачными».

Прецедент Путина

Но самый поразительный пример приобретения формой реального значения – это, конечно, предстоящий уход Путина. Какова бы ни была его мотивация, как бы он ни предполагал дальше продолжать реально править в роли русского Дэн Сяопина, ясно, что этот шаг не объясним, исходя из реального соотношения сил. Он не объясним никаким давлением на президента. Напротив, Путину, несомненно, приходится противостоять давлению тех, кто уговаривает его остаться. И уговаривает не только из сугубо своекорыстных соображений, но и потому, что это рискованный шаг, который может дестабилизировать сложившуюся систему.

Но этот шаг можно более или менее понять, если принять во внимание еще одну, вроде бы нереальную, несерьезную силу, «клочок бумаги» – Конституцию. Путин объясняет свое решение просто: третий срок противоречит Конституции. Это объяснение, похоже, никто не воспринимает всерьез. Но, возможно, оно логичнее, чем кажется. В Киевской Руси бояре вполне могли прогнать князя или даже убить его. Но бояре никогда не становились князьями. Предположим, мы спрашиваем боярина, почему, когда в его руках оказывается реальная власть, он не объявляет себя князем, а идет по сложному пути поисков нового князя. Что бы он ответил? Он бы ответил: «Но ведь я же не княжеского рода». Путин отвечает: «Но ведь это противоречит Конституции».

И если он действительно подчинится Конституции, а не согласится в последний момент с доводами «здравого смысла», это будет иметь грандиозное значение для страны. Это будет первый случай ухода верховного правителя от власти только потому, что так записано в «клочке бумаги», первый случай, когда «форма» определит «содержание» в самом важном вопросе – вопросе верховной власти. Это создаст важнейший прецедент. И значение подобного президентского акта для правового, конституционного развития страны будет больше, чем значение всех направленных в прямо противоположную сторону предшествующих путинских действий.

Уход Путина станет важным шагом на пути превращения формы в содержание, имитации в реальность. Конечно, до действительного претворения принятых нами норм в реальность еще далеко. Самый решительный шаг произойдет тогда, когда мы выберем кого-то, не ангажированного действующей властью. Без глубоких политических кризисов тут обойтись принципиально невозможно, и произойдет это не так уж скоро. Но мы идем по этому пути.

Советское общество шло к «перестройке», к попытке претворить в реальность провозглашенные властью и зафиксированные в Конституции демократические нормы. Не получилось – возникла более свободная, но все же лишь имитирующая демократию система. Но эта система «на новом, высшем этапе» повторяет советское развитие. Она тоже идет к своему аналогу «перестройки» (или, скорее, к российскому аналогу цветной революции). И даже не такими уж черепашьими шагами.


Об авторе: Дмитрий Ефимович Фурман - доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института Европы РАН.

Опубликовано в Независимой Газете

Комментарии 48

ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 10 мая 2007 16:21
Не менее уважаемый igumen, общий уровень культуры (той, которую вы имеете в виду) населения определяется общим уровнем его же благосостояния. Уровень благосостояния населения определяется в основном желанием и умением населения зарабатывать деньги. Желают и умеют зарабатывать деньги только люди с определённым мировоззрением. Раньше бы сказали - буржуазным.
Ingvar от 10 мая 2007 19:07
...Определенное (буржуазное) мировоззрение, в свою очередь, формируется на фоне общего высокого культурного уровня. Вот и получается. Чтобы понять рекурсию, нужно понять рекурсию...
ЧорнаЯ Тень Винсента
ЧорнаЯ Тень Винсента от 11 мая 2007 01:27
На фоне какого такого общего уровня культуры формировалось мировоззрение граждан северных штатов США? Неиначе апачей... Кста, есть отличная рекурсивная фраза: "тебе никогда не стать таким тупым/ой, каким/ой я тебя считаю". От одного из героев Де Ниро, по-моему. (к Вам не относится, на всякий случай).

Слышали. И хотим сказать, что презираемые и многократно осмеянные всеми кому не лень новые русские сильно рисковали стать (а некоторые и стали) тем самым средним классом, на котором как раз и зиждется демократическое общество, которого вы все так упорно жаждете. Культура - слово многозначное. В среде т.н. новых русских, к слову, существовала своя культура. Перовобытная. Возможно, на ваш взгляд, смешная и нелепая. А откуда ей и быть другой, если на людей от сохи свалились бешеные бабки? Тем не менее, она была. Хождение по тиатрам и глубокое понимание Тарковского действительно мало связано с общим благосостоянием населения, тут я соглашусь. Но имелось в виду не это, а, скорее, уровень жизни, сиречь комфорт, а это уже напрямую связано с уровнем доходов.
Деньги есть смысл вкладывать в то (долгосрочные вложения), что со временем не потеряет ценности. Брюлики и золото, например. Сейчас есть смысл вкладывать в недвижимость (только сразу же продавать, поскольку есть инфа, что рост цен на недвижимость - временное явление, хехехе...). Не судите людей за то, что они распоряжаются своими деньгами разумно.

Обратите внимание: во всех демократичесаких странах средний класс составляет не менее 80% населения. Это не может быть случайностью.
ЧорнаЯ Тень Винсента
ЧорнаЯ Тень Винсента от 11 мая 2007 13:19
Если говорить о культуре в общем, то это вся сумма знаний о мире, приобретённая человечеством за время своего существования. Материальные и нематериальные ценности, разного рода системы правил, отчасти жизненные установки - только видимая составляющая, хотя как раз это и принято называть культурой. Так вот, когда какая-то часть знаний о мире теряется (чаще всего оттого, что становится неактуальной), остаётся лишь видимая составляющая. Чёрный ящик. Религия. Если просто пользоваться чёрным ящиком, не зная принципов его устройства, - авось что-то выйдет - результат предвидеть сложно. Может получиться нехорошо. Так что практический подход к тому, что из культуры взять, а что нет - самый правильный. В любом случае не прогадаете.

А насчет вложений в недвижимость...


У нас (я живу не в Москве и даже не в России) пока такого нет, но она на подходе. Предложение во много раз превышает спрос, риэлторы занимаются ерундой - поддерживают стоимость искусственно, перекупая жильё друг у друга. Ипотечное кредитование могло бы спасти ситуацию, но если цены будут продолжать расти, то кредиты станут выдавать либо под бешеный процент, либо на малый срок, что большинству не по карману. А строиться - для себя - счас можно и даже нужно. Стройматериалы стоят смешных денег, и рабочих найти легко.

Касаемо того, во что вкладываться. Надо вкладываться в такую весчь, чья ценность с течением времени может только расти. В землю. Прикупите себе островок ))))
Ingvar от 11 мая 2007 14:01
Короче, запутали вы меня. Культур-мультур, ничего не понимаю. Мы сейчас пытаемся найти отправную точку, источник демократии. Спусковой механизм. Мы, правда, не определились толком, что такое "демократия", ну да бог с ней, будем считать это исходным неопределяемым понятием. Пусть будет "Демократия - это когда ВСЕМ хорошо и радостно".

Так вот, предложены были несколько вариантов.
1) Демократия может начаться с имитации демократии. Это похоже и на религию, и на черный ящик, упоминавшиеся здесь. Выглядит просто в реализации.

2) Демократия может начаться при достижении высокого уровня общей культуры. Здесь непонятно, с чего начнется достижение этого уровня. Поэтому выглядит туманно и неправдоподобно.

3) Демократия может начаться с любви человека к самому себе, с психологии потребителя. Это спорно, потому, что чмо, ссущее у меня в лифте, уже обладает как раз такой психологией, оно считает, что оно щас нассыт, а общество вытрет. Но это не приближает демократию в моем подъезде.

4) Демократия начинается при достижении большинством высокого уровня жизни за счет формирования буржуазного мировоззрения. Сейчас в России как раз происходит активное его формирование, естественный отбор, в результате которого вымрут маргиналы, а также большинство гениев, которые, подобно Чаплину, "умеют делать все, кроме денег".

Почему-то 4я модель кажется мне наиболее близкой к объяснению истинного механизма возникновения демократии. То есть, демократия появится сама собой при достижении высокого уровня жизни, но достигнут он будет ценой отмирания неспособных к зарабатыванию денег. А уже высокий уровень жизни потянет за собой и высокий уровень любви к себе и высокий уровень культуры, поскольку сытому и довольному человеку начинает не хватать чего-то красивого и возвышенного, начиная с чистого подъезда, и заканчивая оперой Руджеро Леонкавалло "Паяцы".

Теперь внимание, вопрос. Считает ли кто-то (при условии согласия с адекватностью 4й модели) необходимым имитацию демократии в период ДО вымирания быдла?
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 11 мая 2007 17:24
Ингвар, Вы, видимо, не понимаете, что буржуазное мировоззрение и психология потребителя очень близки по сути, если не одно и то же. Вот если бы Вы, а также Ваши высококультурные соседи обладали бы этой психологией, то безобразия в вашем подъезде давно бы прекратились. Вы бы объединились и надавали бы ссущему чму по шеям, например (в идеале - наказали бы материально). Наняли бы консъержа следить за чистотой, а заодно и уборщицу. Поставили бы кодовый замок. Что вы сделали из вышеперечисленного? Потребитель не будет стонать, что вот вокруг всё не так, как ему надо. Он просто возьмёт и создаст себе условия, в которых ему будет комфортно находиться. Или не создаст, но, по крайней мере, сильно постарается. Нельзя же быть такими беспомощными. Хотите жить достойно - делайте же для этого хоть что-нибудь. А то так и просидите всю жизнь в зассаном подъезде, но с мечтами о демократии.

А Ваш вопрос, не сочтите за бестактность, риторический. Похоже, имитация демократии - неуправляемый процесс, никто его не контролирует, и от того, посчитает ли кто-то его необходимым или нет, ничего не изменится. С одной стороны, она, может, кого-то чему-то учит, создавая видимость того, как должно быть, с другой - порождает излишнюю бюрократическую волокиту, так что и о ценности подобной имитации однозначно ничего сказать нельзя.
Ingvar от 11 мая 2007 19:16
Да, тЕнь, я не дорос до потребителя. Вот недавно я налетел на лежачего полицейского и нефигово разбил машину. Знака не было. Гаишники послали далеко. Дорожники сказали, что эта дорога ничья. Мне бы побороться, наказать виновных. Уже и руки зачесались. Но я сказал "блядь!", потом грязно выругался и вызвал эвакуатор.

Пришел я в поликлинику, занял очередь подождал два часа, а врач вышла и сказала, что все, она уходит. Мне бы ей сказать, что здесь не она для нас, а мы для нее, и она должна нами дорожить, иначе зарплаты лишится. Но ведь чувствую, что не так это. Сказал "блядь!", грязно выругался и поехал домой.

Купил в магазине банку рыбы за 50 рублей, пришел домой, открыл, а она тухлая. Сказал "блядь!", грязно выругался и отправил в ведро.

Что я сделал для чистоты в подъезде? Ничего. Просто не мусорю, вкручиваю лампочки, плачу за домофон, не открываю ублюдкам: "Здравствуйте, милиция, откройте!" "Идите нахуй, милиция!"

Здесь я родился и вырос, здесь вид из окон красивый, много зелени, достаточно тихо, квартира неплохая. Но в подъезде пахнет мочой и приходится переступать через лужи, шприцы, пакеты с мусором, мусор рассыпухой. На улице с утра все ходят пьяные. Вместо тротуаров - грязь по колено. Что я собираюсь сделать? У меня есть три возможности.

Первая - бросить работу, уговорить 600 человек, организовать товарищество собственников жилья, стать его председателем, собрать деньги, нанять консъержей и дворников, благоустроить территорию, заключить договоры с сервисом, провести капремонт дома, организовать автопарковку и детский городок.

Вторая - подождать. За 15 лет 80% нарков и 20% алканов в нашем районе уже вымерли. Правда, рождаются новые, но темпы прироста малы. Еще засфальтировали один тротуар.

Третья - накопить денег и свалить из этого гарлема.

Вот Вы бы, тЕнь, какую возможность выбрали? Неужели, первую?
К чему я все это? Да, идти против течения, безусловно имеет смысл. Но в определенных границах - если течение ламинарное и русло неглубокое. Идти же против мощных потоков фекалий - это геройский поступок, и под силу не каждому.
anamorphic от 11 мая 2007 22:00
Ох, Вольф, Вольф... Неужели правда?
igumen
igumen от 12 мая 2007 02:55
По поводу чма и быдла. Согласно библейской легенде третьего сына Ноя звали Хам. Именно его родовая ветвь начала образ жизни, идущий вразрез с нормами морали. А стало быть одна треть из всех нас грешных носит его гены, которые делают своё чёрное дело. С чмом бороться необходимо. Хотя бы до той стадии, когда у него перестанут проявляться признаки внешней активности.
Ingvar прав в том, что надо копить деньги и валить из гарлема. Чмо живуче. Я, подобно Вольфу, пытался имитировать кипучую деятельность, борясь с подобными безобразиями. А привело это к тому, что у моей двери вылили пару литров смеси бензина с отработкой и подожгли. Чмо активно, и, как мы, не собирается сдавать позиций. Скорее всего со временем в крупных городах начнут формироваться свои гарлемы, бронксы, чайна-тауны и прочие гетто.
По поводу демократии вообще. Кем-то из неглупых в древности сказано: - Прежде чем чего-нибудь пожелать, хорошо подумай: а вдруг оно сбудется. Это я к тому, что никто не представляет себе вкуса плодов этого дерева. И неизвестно, каким боком для государства Российского вообще и каждого из нас в частности выйдет эта самая демократия. Вон пресловутая американская - формировалась 250 лет, а вышло тоталитарное в финансовом отношении государство с бесконечными кризисами, социальными потрясениями и прочими геморроями. Никакие ...измы или ...кратии никого в Истории Человечества ещё не осчастливили. Не лучше ли для построения светлого завтра руководствоваться здравым смыслом, Божьими заповедями и обходить чужие грабли.
Ingvar от 12 мая 2007 15:52
Много думал...

Да-а, субботник в подъезде с Раммштайном... Может быть и попробую когда-нибудь.
Тока не понял, что я запутал, я, вроде, наоборот, пытаюсь по полкаи разложить и в первоначальное русло направить. И еще не понял, почему меня женщиной обозвали.
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 12 мая 2007 19:38
Да, как-то так получилось, что обсуждать проблему подъезда Ингвара оказалось интереснее, нежели решать, нужна или не нужна имитация smile

Собсно, сказанное мной было не для того, чтобы вызвать такой поток самообвинений, а для того, чтобы на живом примере донести следующую мысль: потребитель - не обязательно хам и жлоб, срущий на всех с высокой колокольни. Это человек, активно преобразовывающий окружающую действительность в соответсвии со своими желаниями. И если его энергия направлена в мирное русло, то вполне может статься, что, как в случае с Мунвулфом, делая лучше для себя, он автоматически делает лучше и для других.

Есть ещё один момент. Сама статья, в которой вроде бы всё хорошо и правильно, сразу же вызвала внутренний протест. И я теперь понимаю почему. Авторская мысль, с которой так приятно согласиться, влечёт за собой другую, вредную мысль - о неизбежности перемен к лучшему. Т.е., вот осталось ещё немного подождать, и как-то так вдруг сложится, что всем станет хорошо. А так мыслить нельзя. Неконструктивно. Никому, кроме меня и ещё м.б. пары-тройки людей, неинтересно делать мне хорошо за просто так. Дураков нет. Поэтому нужно напрягаться, и других напрягать, и не бояться, что это может кому-то не понравиться, и по мере сил улучшать свою жизнь уже сейчас.

2 Ingvar
Все проблемы, которые Вы перечислили, кроме, м.б., гаишников, решаемые, было бы желание. Просто Вы, как и многие, идёте по пути наименьшего сопротивления, выбирая самый лёкий вариант - ограничить себя.
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 12 мая 2007 20:31
Вы думаете, у этой имитации есть ещё и организаторы? Налицо мировой жидомасонский заговор! laughing
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 12 мая 2007 21:34
smile Можно. Я сама буду с Одессы. Возраст - 26.
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 13 мая 2007 00:54
Вот и я уже некоторое время размышляю - что со мной не так. То за мальчика примут, то за даму бальзаковского возраста... А в реале и того хуже. Ещё года три назад среди случайных попутчиков и вообще малознакомых людей было обычным поинтересоваться как там у меня дела в школе, что дико раздражало. Пришлось пополнять гардероб костюмами laughing .

Я думаю, что демократическая идеология не особенно устраивает нынешнюю власть, так что вряд ли они её "впаривают". Напротив, предпринимаются попытки её опорочить. К примеру, в инете присутствует книжка под названием "Религия денег", где путём всяческих манипуляций доказывается, что демократия - это происки жидомасонов. Есть немало других со сходными мыслями, осилить которые у меня не получилось. "Религия денег" оказалась самой читабельной и наименее истеричной. Такшо если не читали, рекомендую ознакомиться, будет над чем подумать smile .
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 13 мая 2007 20:50
Молодые зато ностальгируют... Ну так - относительно молодые - 30-40 лет... Грят, мол, при совке жить им нравилось больше, чем счас. Нравилось, что государство следило за тем, чтобы граждане его жили не ниже определённого уровня, хоть он был и не высок (ну, типо, следили за тем, чтоб гражданин совок не позорил smile ). И гражданина на этот уровень вытягивали, иногда помимо его желания smile . Устраивались добровольно-принудительные культпоходы, агитировали заниматься спортом, бонусы им разные давали забесплатно... То, что сейчас возможностей больше - так им этого и не надо, таких возможностей... Как в том анекдоте про неуловимого Джо, который неуловимый потому, что никому нафиг не нужен. Так для них эта самая свобода.

Овцы...
igumen
igumen от 14 мая 2007 00:50
Тридцатилетние может быть по совку и ностальгируют, так как не помнят толком, как их мамки в период их детства бегали после работы с сумками по магазинам и стояли в очередях в поисках продуктов. Потом ввели продовольственные талоны. Расцвело повальное пьянство. Мужики пили от безысходности - как не вкалывай, всё равно нищий. Сейчас, конечно возможности изменились. Если горькую не пить и на печке не лежать, то можно прожить достойно. Беда в том, что в период всех перестроек было упущено (во всех смыслах) целое поколение. Ни спорта им не надо, ни чистого подъезда, ни демократии. Бабло, пиво и развлекуха - любым путём. Я не про всех, конечно.
Ingvar от 14 мая 2007 10:56
тЕни выражается огромный респект за образное и одновременно четкое выражение мыслей.
ЧорнаЯ тЕнь Винсента
ЧорнаЯ тЕнь Винсента от 14 мая 2007 15:20
Спасибо...

Ну почему не помним? Всё отлично помним, поскольку сами же в этих очередях и стояли. А по поводу всеобщей примитивизации так скажу: большинству кроме хлеба и зрелищ действительно ничё не надо, и такая ситуация повсеместно, не только у нас. Такшто если этим специально не заниматься, большинство возвращается в своё естественное состояние. Спорт, образование, исскуство - привилегии, которые и не должны быть доступны каждому. Чтобы получить хорошее образование, серьёзно заниматься спортом или исскуством, чел должен как минимум этого хотеть и доказать, что на него стоит тратить время. А как иначе? "Требуется продавец пиццы с высшим образованием" - такого нонсенса кроме как у нас больше нигде не найдёте. Или наплодить армию юристов, экономистов, филологов, которым потом негде применить свои знания (и знания эти, надо сказать, весьма посредственные). Что касается общего уровня культуры, то, как уже было сказано, эта весчь находится в прямой зависимости от уровня доходов. Проще говоря, чем больше чел зарабатывает - тем красивше жить он хочет, и тем большими возможностями устроить себе такую жизнь обладает.