Мне нравится бывать в храмах.

«…Учение все скрыто, все переделано в грубое колдовство купанья, мазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т. п., так что от учения ничего не остается.
…Не в этих волхвования, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах - учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга.
Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Мф. VI, 5 - 13), а молитва, о6разец которой дан нам Христом, - уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли бога.»

(Отречение от православной церкви.
4 апреля 1901 года
Письмо Льва Толстого Синоду.)


Мне нравится бывать в храмах. И не столько вера меня влечет туда. Интерес.

Православные церкви.

Полумрак. Стены расписаны или украшены иконами. Лица святых. Редко они похожи на человеческие. Хотя, недавно я видела пять новых икон… Не так давно к лику святых была причислена вся царская семья. Все пять человек. Теперь они святые. Через них можно чего-нибудь передать. ТУДА. Раньше вы молились Николаю-чудотворцу? Теперь можно Николаю-II. Церковь так решила.
Но чаще изображения святых странны и неестественны. Однообразны. Круглые глаза, выражающие не то смирение, не то грусть, не то угрозу.

Кстати, об угрозах. Объявление на дверях церкви: «В нашем храме не благословляется ставить свечи, купленные в других храмах.»
Не благословляется. Ладно, хоть не карается. Я промолчала, не рискнула перечить им. Мало ли с кем у них там договорные отношения по поводу церковного товарооборота. Ладно, если с Богом. А если с чертом?

Сесть некуда. Надо стоять. Кругом – старушки-служительницы. Они вас обязательно поприветствуют: «Почему без платка! Одень платок! Отойди, здесь моют пол! Не ставь свечу сюда, поставь туда!»

Кругом цены, цены, цены… На венчание, на крещение, упокоение… Отслужить над реальным покойником, привезенным в церковь – одна цена. Без покойника, над горстью земли с могилы (называется «заочное упокоение») – намного дешевле. Я так и не поняла, почему на это вроде бы одно и то же действо – попытку внесения вклада в спасение души - вдруг разная цена. Церкви, видимо, виднее.

Кроме того, сейчас легко можно приобрести святую воду. За доступную всем цену. Пластиковая бутылочка 0,5 литра с этикеткой – «Святая вода из Иордана». Спрашивайте в лучших храмах вашего города.


Католические храмы отличаются какой-то брызжущей красотой. Всюду золото, живые цветы, невероятные лепнины, статуи, статуи, статуи… Электрические свечи горят. Восковые свечи тоже есть. В свободном доступе. Рядом - табличка об их стоимости и емкость для сбора денег. Самообслуживание.

Можно сидеть целый день. Слушать голос священника через настенные динамики. (Цивилизация.) Или хор. Или звуки органа. Очень торжественно. Одно из самых ярких впечатлений моих при посещении храмов – это орган в Соборе Парижской Богоматери. Ощущение было, что я вообще уже не на этом свете. Собор немыслимо огромных размеров, невероятная акустика, органная музыка… как будто из потустороннего мира. Аж, жутко!
Тем не менее, подобные храмы сложно воспринимать как что-то религиозное. Это уже просто музеи. Атрибуты истории. Красивые девушки, продающие сувениры, автоматы с юбилейными монетами с изображением собора, толпы туристов…

Есть и другие церкви. Незаметные, маленькие. Однажды, я присутствовала на службе, где было человек шесть прихожан. В самом конце, священник персонально обратился к каждому из присутствующих. Взглядом, словом. А сами прихожане потом пожимали друг другу руки, доброжелательно улыбаясь.

Очень красивые обряды крещения у католиков. Это целый праздник. Я видела, как крестили девочку, которой не было и года, наверное. На ней было настоящее платье – белое, длиииинное-предлинное! – в два раза длиннее, чем она сама. Все присутствующие были очень нарядные, и маленькие дети были одеты как взрослые – в костюмчиках и платьицах. И все улыбались.

Чему радовались эти люди? Тому, что ребенок под защитой Бога? А если они не провели бы эту процедуру с водой, белым платьем и молитвой – Господь забыл бы про этого ребенка? Или тогда это дитя не вправе было бы рассчитывать на небесный рай после смерти? Или этот ритуал – дань традициям?

Нищих возле католических церквей я никогда не видела.


Ислам. В мечетях положено снимать обувь. Всем. Специальная комната для такого дела предусмотрена. Море открытых ящичков. Никаких бирок взамен, ничего. Просто отставляешь и уходишь. «А что, если я приду обратно, а моей обуви не будет?» – неуверенно спросила я. Служитель как-то странно задержался на мне взглядом, как будто не понимая, о чем я. После улыбнулся: «Такого не может быть. Сюда приходят молиться.»

Женщины и мужчины молятся отдельно. Я пришла, когда служба уже кончилась. Все почти разошлись. Меня, как неверующую, чужую (слава Аллаху, что просто неверующую, а не как неверную) по моей просьбе пускают в помещение для мужчин. Замечаю нескольких молящихся на коленях. Ощущение, что люди в трансе.
Думаю, что молиться вот так, сидя на ковре и не видя ничего перед собой, кроме зеленой стены – самое сложное. Смотреть некуда. Кроме как В СЕБЯ.

Всюду зеленый цвет. Пол весь застелен коврами. Стены или пусты или местами расписаны фразами из святого писания. На подоконниках огромных окон лежат книги. Открываю одну. Коран. На первой странице по-русски (дело было в Казани) написано от руки: «Пожалуйста, не забирайте эту книгу. Воровство – грех».

В соседнем помещении встречаю трех женщин, укутанных буквально с головы до пят в яркие материи. Лица открыты. Во всех смыслах этого слова. Продают всякую церковную …ммм…. церковные принадлежности, так скажем. Ловлю себя на мысли, что самая молодая из женщин, лет 25-ти очень сексуальна. Именно потому, что вся закутана. Она как тайна. Которую хочется открыть. Она влечет. Но не только глазами и улыбкой. Она манит добром. Чистотой, целомудрием, женственностью. Мы (в нашем безумном, безумном…) уже позабыли, что чистота и целомудрие могут быть сексуальны…

- Как насчет того, что вы считаете неверными тех, кто верит другому Богу? – спрашиваю.
- Да что ты, доченька! – отвечает мне старушка, - мы против зла, вера – это кто как понимает, это каждому своё. Мы не принуждаем, мы за добро. У каждого Бог свой. Это злые люди воюют…
- Слышала, тут рядом синагога. Не подскажете, как пройти? – спросила я.
- Что?! Ты пойдешь туда?! К евреям?! – лицо бабушки исказила гримаса, - да это же от них все беды! С них все началось! Они во всем виноваты!.......... Сссссуки!
(Последнее слово вслух произнесено старушкой не было, но про себя она так сказала. Я уверена.)


Евреи.
Боюсь, если я начну сейчас описывать мой личный интерес к евреям, я далеко отойду от темы храмов, веры, религии. И буду говорить только о персоналиях. И остановиться мне будет сложно. Люблю евреев. Мне везет на очень интересных, образованных представителей этой нации. И впервые в их храме я оказалась не потому что мне была интересна их религия, а потому что меня привел туда интересный мне человек.

Синагога. Оказывается, в принципе, не еврею путь туда заказан. Самое закрытое религиозное сообщество. Но об этом я узнала случайно, уже после того, как много раз легко бывала в синагогах разных городов и стран. Внешне, глядя на синагогу, с трудом можно догадаться, что это храм веры. Как привило, это обычные современные здания. Типа кинотеатра или библиотеки. Ничем не примечательные. Кроме одной детали. На козырьке крыши здания всегда будет блестеть Вифлеемская звезда.

Внутри синагога тоже мало чем отличается от библиотеки. Столы, скамейки, множество книг. И только возле одной стены находится нечто вроде алтаря. Но все очень скромно. Размах, богатство красок и материалов в синагогах - это исключение. В Праге есть огромная синагога, стены которой усеяны драгоценными камнями. Ощущение, что находишься внутри какой-то шкатулки. Или в гроте. Все сверкает! Безумно красиво! Но это не характерно для храмов иудеев.

Молиться для евреев – это не выпрашивать чего-то у Бога. Молитва на иврите означает «суд над собой». Никаких изображений Б-га или ангелов, святых. Любое посредничество между Б-гом и человеком запрещено. Мужчины проникновенно и очень красиво поют. И не только исключительно что-то печальное и грустное. Существуют специальные мужские одежды для службы – шапочки, накидки, полотенца и т.д.

Удивительная особенность, какой больше я нигде не видела. Во время молитв маленькие дети разных возрастов бегают, где им захочется. Они могут смеяться, кричать, шуметь, приставать к взрослым. Максимальное наказание им за это – ласковое успокаивающее прикосновение руки по головке.

Чтобы мужчина не отвлекался во время молитвы, глядя на женщин, предусмотрены отдельные помещения для молитв. Причем, нередко бывает так, что женщины отгорожены от мужчин стеклом, которое только женщинам позволяет видеть мужчин, но не наоборот. Или например, женщины молятся на балконе, а мужчины внизу.

Мужчины обязаны молиться трижды в день. Женщина в иудаизме считается более приближенной к Божественному идеалу, потому что она нравственно более совершенна. Она добрее и справедливее, чем мужчина. И потом, евреи делают скидки на домашнее хозяйство и детей, которыми обязана заниматься женщина. В связи с этим, «женщины имеют право молиться в любое удобное для них время и в произвольной форме» (цитата из одной умной книжки).


В планах у меня посещение буддийских храмов. А еще есть даосизм, индуизм… Мне интересно это. Культуры разных наций, история. Все эти условности... не имеющие к вере никакого отношения.

Или имеющие?

Говорят, частота колебаний молитв любой конфессии, звучащая на любом языке, равна 8 герцам. Такая же частота колебаний у электромагнитного поля Земли. Во многих религиях принято читать молитву над едой и водой. Есть мнение, что молитва формирует в любой воде, в том числе и той, что входит в состав нашего организма, гармоничную структуру. А значит, защищает и лечит.

И, действительно, зайдешь, бывало в церковь и – спокойно. И не страшно. И легче. Душе. И появляется надежда. Что КТО-ТО сделает так, что все будет хорошо.

Мне нравится бывать в храмах.

Что-то такое там есть.

Комментарии 83

Rufus > Respect!
Rufus > Respect! от 6 февраля 2008 06:11
Zwetlana, spasibo ogromnoe! Luchshaya stat'ya za poslednee vremia. Mnogomu ne nauchilsia iz etogo, no koe chemu - da! Napishi eshe kak udastsia pobivat v buddiyskom i induistskom ramax!
together от 6 февраля 2008 06:30
ну ты даешь... супер
together от 6 февраля 2008 06:34
все-таки религиозные дела - это лишнее, ненаучно это, опиум и наркомания для плебса
астрофизику лучше изучайте, Света
together от 6 февраля 2008 07:01
еще - в царской семье народу было побольше, чем 5 человек

позвонили только что - религиозный фанатик американский - "Что вы думаете о Библии?" "Ничего, а ты, чудак, что думаешь о сети?" «Ой» - далее молчание, зашоренность..
Света, не ищи в церквях смысла, это уже музеи - там ничего нет стоящего, одни фарфоровые статуэтки, и бабульки злые – таких и возле дома полно на лавочках
А нравственности в попах никогда не было

одно ханжество в них и огромные животы пресловутые
какую ты культуру там ищешь? ну отжила церковь уже свое время
Flexxx от 6 февраля 2008 11:56
wink
Молодец, Светочка))) Хорошо написано. Правда я практически не бывал в храмах, тем более неправославных.. Почитал - как на экскурсии побывал smile

Ловлю себя на мысли, что самая молодая из женщин, лет 25-ти очень сексуальна.
И все-таки, Света, ты грешна... о чем думаешь в церкви)))) Кроме того еще и "би" ;))

А нравственности в попах никогда не было
together, нравственности не может быть в любой части тела... )))

А мне в православных храмах не нравится. Как-то муторно. Неспокойно, что-ли... Точнее спокойствие есть, но какое-то кладбищенское. Куча зомби поклоняется мертвецу на распятии... Ужас.. Гнильцой попахивает.
Вот молодцы язычники - солнышку кланяются, травке..)))
Dad
Dad от 6 февраля 2008 12:14
Флексс, ты откуда такой богохульник! :) и еретик! и вообще нехристь :)
В церкви каждый находит свое. Распятие это символ. Если поклоняются символу - это идолопоклонники. Но поклоняются все таки другому...
Dad
Dad от 6 февраля 2008 12:21
Тоге, наверное я повторюсь, я уже писал про подобное... церковь - это не Вера (идет речь не о женском имени). Свещенники, попы и весь священный Синод - тоже не Вера в Бога. Они - часть института церкви. Это дело рукотворное,человеческое, со всеми вытекающими проблемами (вспомните ватиканские делишки про педофилов). Поэтому вряд ли стоит быть такими категоричными в суждениях...
Flexxx от 6 февраля 2008 12:54
Dad, какой есть =)) Просто действительно как-то меня гнетут все символы, которыми люди Писание окружили. Обряды заунывные, обычаи.. Все мое естество против)))) Даже не беру во внимание меркантильность богослужителей, это уже притча во языцех.. А вот Вера в Бога уже просто автоматически ассоциируется с этими символами(((

Кстати, недавно ехал поздно ночью в поезде. Недалеко расположилась семья: мать, отец да дочка. Дочка (5 лет, не более), ложась спать: "Папа, расскажи мне об Иисусе!.." Блин.. аж мороз по коже. Нет, чтобы про колобка или принцессу на горошине... наизусть заучивает всех 12 апостолов. Ну не для ребенка рассказы про Пасху или про распятие Христа. Это все-таки больше для окрепшего рассудка...
Dad
Dad от 6 февраля 2008 13:51
ну, Флексс, для этой девочки рассказы об Иисусе скорее сказка, чем действительные рассуждения - кто есть пастырь, а кто - овцы :) без подтекста.
Flexxx от 6 февраля 2008 13:56
Угу... с подробным описанием... кровь там и т.д. smile
zwetlana от 6 февраля 2008 15:49
как-то меня гнетут все символы, которыми люди Писание окружили


Flexxx! А меня не гнетут. Сначала раздражение вызвали, протест. Потом мне казалось это немыслимо глупым и смешным.

Сейчас для меня это представляет интерес. (Что нисколько не мешает мне продолжать считать ненужными и глупыми многие из тех символов и манипуляций.)

Моя вера - во мне. Это не имеет никакого отношения ни к попам, ни к синодам, ни правилу о раздельной молитве Мэ и Жо.

Но. И символы веры, и религия вообще - это очень интересно!
Узнать традиции и психологию других людей, которые вкладывают глубочайший смысл в раздельное употребление мясных и молочных продуктов, например. Для мяса и молока отдельная посуда, отдельные холодильники. И все это не для здоровья, а потому что их Б-г им так велит.

Или у тех же евреев (ортодоксальных) мужчине запрещено даже встречаться с бывшей женой после развода или находиться с одном помещении с посторонней женщиной. Слушать пение посторонней женщине тоже запрещено. С пометкой - по радио можно.
smile

Наряду с этими умилительными, есть и другие. Иудеи считают, что если человек заболел - это не просто так. Болезнь - это сигнал, что человек живет не так. Нужно проанализировать свои поступки, помочь кому-то или простить кого-то, покаяться.

Так что, надо учиться среди всей той мишуры видеть главное. А именно - что любая религия призывает к добру.
zwetlana от 6 февраля 2008 15:58
Да, вот еще что.
Flexxx, я совсем не "би".

Это я просто умолчала, ЧТО (и как!) я думаю о священниках, будучи в церкви... smile
Flexxx от 6 февраля 2008 16:43
laughing zwetlana wink
Тебе нравится типаж священника или в рясах они кажутся загадочными, непорочными и потому сексуальными? ;))))

Будучи, все-таки, убежденным атеистом, мне трудно разделять веру и символы, которые ее окружают, хотя понимаю о чем вы говорите)))

Конечно, культура и традиции различных народов интересны и познавательны, особенно если это описано не в Википедии, а рассказано живым человеком и преподнесено художественно (спасибо, Света, еще раз))) Но, если я и поставлю свечку, то явно не в церкви и, скорее, от большой надобности laughing

З.Ы. Пусть не обижаются на мое богохульствование истинно верующие, т.к. это все мое мнение. Считаю, что люди неверующие убоги, т.к. свято верить - это искусство, присущее настоящему живому человеку ;)
Dad
Dad от 6 февраля 2008 17:43
свято верить - не искусство, Флексс. Искусство - знатно картины малевать, кина снимать или хотя бы деньги из карманов лохов выдергивать :)
realmalta2
realmalta2 от 6 февраля 2008 17:47
Каждый рано или поздно приходит к Вере в Бога. Но Вера эта рождается где то внутри, в сердце, в душе. Каждый может прийти и поставить свечку, это не признак того что Вы верите, это просто дань традициям. А Вера во что бы то ни было нужна, просто называют это по разному, некоторые вот называют Верой в Бога. Вера в Бога материалистически обоснована. Наше представление о мироздании пока еще поверхностно, далеко не полно, а кое в чем просто ошибочно. Так вот, если что-то в него не укладывается, человек спешит за помощью к Богу. Бог - результат ограниченности наших возможностей. Когда мы не можем что то объяснить называем это чудом и благодарим Бога. А храмы, церкви, синагоги, мечети это красивые музеи, редко можно встретить человека который пришел туда по зову сердца.
Dad
Dad от 6 февраля 2008 17:48
но т.к. думаю, что вера по сути - духовное выражение, то присуща она конечно хомо сапиенсу
хорошую религию придумали индусы...
Dad
Dad от 6 февраля 2008 17:56
2realmalta2. т.е. ты считаешь, что вера, верования, религия - удел отсталых (в развитии) культур?
together от 6 февраля 2008 18:09
2 realmalta2: именно "Бог - результат ограниченности наших возможностей." тоже самое - читать букварь или теорию поля Ландау-Лифшица.
Ну если ты тупорылый осел по жизни - ходи в церковь, там тебя встретит еврей в рясе и начнет вещать, а если ты задумываешься о том как Вселенная устроена - смотри в телескоп, запускай и топи "Мир", развивайся, как это делал Циолковский

Света красиво все это написала, но, думаю, не стоит верить в бога - для жизни нужно совсем другое
zwetlana от 6 февраля 2008 18:09
Неее, Dad! Flexxx про искусство души, видимо, речь ведет. Я соглашусь. Это способность. Это труд. Да, верить - это искусство.
together от 6 февраля 2008 18:14
Дэд: я так считаю - удел отсталых
zwetlana от 6 февраля 2008 18:20
А я так не считаю.
zwetlana от 6 февраля 2008 18:25
Религия - это не только попы и свечи.
Это способность и желание заглянуть в себя. Попытка понять окружающий мир. Это желание осмыслить своё предназначение.
together от 6 февраля 2008 18:31
Ок

Ну да, но все-таки между таблицей умножения и теорией относительности есть большая разница.
Чо тут поповщину пропагадировать? Религия - удел неграмотных людей, которые не в состоянии понять слово "энтропия". Ты Света, знаешь, что оно означает?
realmalta2
realmalta2 от 6 февраля 2008 18:42
Я считаю что удел отсталых культур это делать вид что верят. В любой культуре очень маленький процент верующих по настоящему, в основном верят по привычке, по традиции, за компанию на Пасху, потому что так хотят родители, потому что это стало модно и еще огромное количество причин.
И потом что значит отсталые культуры? Это в каком смысле?? Духовном?? Религиозном?? Техническом??
Духовно и религиозно развитые культуры по идее не нуждаются в том что бы убедить себя в вере они просто должны так жить, тогда это будет образ жизни - не нарушать заповеди, не потому что это плохо а потому что в этом нет смысла.
А ведь Вы наверняка заметили что больший процент верующих это люди в возрасте. Вот почему они всю жизнь не верили, атеисты - коммунисты, а теперь вдруг к богу потянулись? Ведь это уже не просто Вера, это заложенный в детстве страх, человек всегда чего то боиться, и вот теперь в возрасте когда не надо боятся начальников, болезней, за маленьких детей, и много чего еще, остается один страх - страх смерти и даже не столько смерти, сколько того что будет после. И вот тут все вспоминают про Ад и Дьявола. Ведь когда придумали Бога, не могли не придумать Дьявола, нарушилось бы равновесие, не чего бы было боятся, Бог бы всех любил, всех бы приняли в рай.
А верить или нет, и во что верить это личное дело каждого, свобода совести.
realmalta2
realmalta2 от 6 февраля 2008 18:48
А талантом Светы красиво, доступно и неординарно писать я лично восхищаюсь давно. Вы же кажется только вчера обсуждали что Casta стала не та, поизнасилась так сказать. Я думаю рассказы Светы достойное тому опровержение.
Nox
Nox от 6 февраля 2008 18:49
Опять религиозный спор. Который по счету? Миллион первый или десять миллионов первый. Причем это только за этот год. Абсолютно бессмысленный. Что-то доказать и опровергнуть в нем де факто невозможно.
И Zwetlana все таки не поповщину пропагандирует. А то что все мировые религии учат добру и умению прощать. А сейчас этого многим сильно не хватает.
Flexxx от 6 февраля 2008 19:11
Да, Света, я про искусство души)))
И я имел ввиду не только религию и Бога. Отнюдь. Вера, наверное, более широкое понятие... Вот например способность верить человеку или в свои силы. Не каждый способен похвастаться чистой и безрассудной верой))) И, может это и глупо, но тем не менее - прекрасно. Как многое в БОГатом человеке)))
Flexxx от 6 февраля 2008 19:12
.оО(Хм.. Искусство и талант - одно и то же?)
together от 6 февраля 2008 19:25
да нах эти засранные голубями и нищими "храмы", да нет же ничего в этой библии заскорузлой
в ней даже нет слова, ну там, "пластмасса"
хуле об ней разговаривать и этих ушлепках с крестами, еврей на кресте /он же гимнаст/ - да зачем это усралось все?

отвечайте по пунктам, кто сможет
together от 6 февраля 2008 19:29
ну ничего же не предлагают эти попы - по телу только звоният "Что вы думаете о библии"
амеры говеные еще шастают тут, бабуси брошурки в нос суют
да пошли вы все на, закон Ома сначала мне скажите, или на клаве букву нужную найдите для начала разговора со мной